Что такое правильная дружеская критика от коллег по писательскому цеху

06.04.2018

Автор - Филипп Хорват

Это такое, чисто человеческое, – купаться вечно в волнах личного комфорта и социального одобрения всему тому, что ты делаешь. Особенно этим сидящим в голове вечным АО «МММ» грешат, конечно же, творческие личности. Музыканты, художники, писатели… Каждое, вот буквально каждое творение у последних, вылезающее наружу в результате тяжёлого удара вдохновения, проверяется на бета-ридерах в сети.

И это правильно, так и нужно. Беда только, что болезненное, остро на всё реагирующее огромное «Я» писателя (и коллективное самиздатовское «МЫ»), как правило, образует вокруг себя эко-культуру условной проза.ру. Которая годами гниёт в формате взаимных похлопываний по плечу – «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

Абсолют бессмысленности критики.
Абсолют бессмысленности критики.

Это реально гибельный путь для настоящего писателя. Потому что как вот получается. Написал человек что-то большое и важное для него, готовится промоутировать и продвигать в сети (это правильные шаги). Но и одновременно же первые неправильные шаги уже хотя бы для себя делаются тогда, когда в качестве первых рецензий ты выставляешь в высшей степени хвалебные оценки от прикормленных коллег по писательскому цеху.

Слово «прикормленные» может показаться обидным. Но оно ведь так и получается, если эти коллеги пишут исключительно хвалебные комментарии и рецензии. Это на 100 % неправильные коллеги. Это коллеги, которые ждут и от тебя точно такой же, в высшей степени хвалебной оценки своим произведениям. Или же ещё даже хуже (и такое бывает) – это «коллеги», которые, почитав вполглаза, что ты там написал, пишут опять же похвалу только потому, что считают тобой написанное на самом деле незначительным, посредственным, не представляющим особой ценности. Ну и подумаешь тогда, отчего ж не написать положительный отзыв, ерунда же, от меня не убудет.

Настоящие же даже не коллеги, а друзья по писательскому цеху познаются в беде (банальненько, но так и есть). Даже, когда эта самая беда – это лично твой текст. То есть, они прямо и говорят, извини, старина, пока что беда. Давай посмотрим в чём именно проблема, – ­ и колошматят тебе на несколько десятков тысяч символов комментарии, разбирая каждую проблемную деталь текста, предлагая что-то поменять тут и там, помогая подкорректировать это и добавить ещё вон того.

Это такой своего рода альтруизм неравнодушных к хорошему тексту людей. Потому что оставить хвалебный комментарий на плохой, пустой текст своего «коллеги» по цеху – это же труда никакого не стоит, пять минут по принципу тяп-ляп и готово. И это, с их точки зрения, даже хорошо, даже зачтётся, когда настанет очередь уже товарища писать ответку на твой роман там или повесть.

А вот разобрать вдумчиво, покритиковать справедливо, указать на все имеющиеся ошибки, спорные моменты – это тяжело, это требует времени и усилий. Даже само то неприятно, что придётся указывать на ошибки творческому человеку (ведь по себе ж знаем, как это больно и неприятно по отношению к рождённому посредством клавиатуры детищу).

Но надо. Именно так и надо. Именно так закаляется сталь и так рождаются пускай не шедевры, но хотя бы крепкие, что-то из себя представляющие творения. Это и есть дао настоящего писателя – не врать ни себе, ни коллегам по цеху.

#тексты #критика #рецензии #проза

Если есть желание, - присылайте свои статьи по теме канала или рецензии (на заинтриговавшее вас кино или книги) на почту osadulin390@yandex.ru, и если оно подойдёт под наш формат, то мы опубликуем текст с указанием на авторство.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.