Как сделать героя живым? Проработка персонажа.

3,6k full reads
9,6k story viewsUnique page visitors
3,6k read the story to the endThat's 38% of the total page views
4 minutes — average reading time

Автор статьи - Светлана Иванаускайте

Источник - https://vk.com/@netlenka_blog-kak-sdelat-geroya-zhivym-prorabotka-personazha

Картонные герои – проблема, в которой сталкиваются все начинающие сценаристы и прозаики. Но как написать персонаж, который будет выглядеть правдоподобно?

Обычно рекомендуют написать биографию и интересы персонажа, а также попробовать его визуализировать, подбирая референсы. Кроме того, хорошо брать прототипы из ближайшего окружения. Но не всегда это спасает. В этой статье я расскажу, из чего складывается образ героя и как проработать его характер так, чтобы это было видно в тексте, а не осталось в ваших анкетах.

Перед тем как вы приступите к созданию героя для своего сценария. Давайте рассмотрим из каких параметров состоит любой персонаж. Для прозы эти правила тоже работают, но я сконцентрируюсь на кино. Итак, что входит в понятие «образ героя»:

Портрет героя

Портрет героя раскрывается через диалог с другими персонажами, действия и описания. И если в литературе все примерно понимают, как описывать персонажа, в сценарии своя специфика.

Портрет героя в сценарии – это не расписывание внешности, мыслей и мотивов – это блок «описание действия», а также реплики, через которые мы можем ощутить персонаж. В традиционном смысле описывать героя может другой персонаж, закадровый голос, сам герой (хотя с этим нужно быть поосторожнее). Также можно воспользоваться кратковременными флешбэками.

Мир вещей

Художник-постановщик отвечает за место действия и детали, среди которых находится герой. Потому тщательно прописывать их не нужно, однако на этапе сценария стоит точечно добавлять детали при описании окружения героя. Причем добавлять их надо в двух случаях или это сюжетообразующие детали, или они раскрывают характер персонажа. Например, беспорядок в квартире, маленькая комната над старым кинотеатром, коллекция бабочек на стене и прочее.

Как и что описывать в сценарии я писала в этой статье.

Взаимоотношения

В сценарии должно четко прослеживаться отношение прочих персонажей к герою. Если даже собратья по фильму не испытывают к герою хоть какие-то чувства, то зритель и подавно не испытает. Поэтому возьмите черновик и распишите кто к кому и как относится.

Отношение автора

Как вы сами относитесь к своему герою? Он положительный или отрицательный? Или, возможно, в нем есть как хорошее, так и плохое? Что вы хотите донести через этот персонаж? Это аллегория или реализм? Если у вас смесь положительного и отрицательного, то в каких пропорциях? Хорошие парни тоже ошибаются или в самом злом сердце сохранилась капелька добра? Пишите свой вариант и думайте через какие поступки, воспоминания и увлечения вы сможете показать качества героя.

Пиши, твори героев, в которых веришь сам.
Пиши, твори героев, в которых веришь сам.
Пиши, твори героев, в которых веришь сам.

С образом героя разобрались, теперь надо приступить к характеру, который вам предстоит прописать. И характер – это не любимый фильм, цвет, книга. Потому подобные списки вам мало помогут.

Характер персонажа можно рассмотреть с четырех сторон:

Каким себя видит герой?

Спросите себя, что герой про себя знает и как себя оценивает. Не забывайте учитывать это в репликах. Неуверенная в себе девочка и упрямая бунтарка будут вести диалог по-разному.

Какой он для семьи? (родственники, близкие друзья)

Очень важный аспект, т.к. окружение играет важную роль в раскрытии персонажа. Их взаимоотношения могут проявлять себя в бытовых сценках или кризисных ситуациях.

Например, маму героини вызвали в школу, чтобы рассказать о недостойном поведении дочери. Покажите, отношение матери к этой ситуации. Мама в ужасе, потому что дочка всегда была такой лапочкой? Или в глубине души она всегда знала, что дочь пойдет по наклонной? Тогда почему, скрывает ли она свое истинное отношение и если скрывает, то как долго и как мучительно?

Как к герою относится общество? (друзья, коллеги)

Очень важный аспект для любого фильма. Часто именно из-за отношения общества к герою, у него появляется цель и мотивация.

Что герой про себя не знает?

Эту грань нужно особенно тщательно прописывать, если собираетесь писать что-то психологическое. Но неожиданные открытия самого себя удивительно хорошо работают и в легких жанрах. Главное не использовать клише.

Добрый дядька: «Ты – избранный!» Герой: «О, нет, мне не справиться.»

Это все еще работает, т.к. все клише все еще работают, но ваше произведение от этого точно не выиграет. Извращайтесь.

Вечно живая схема преодоления конфликта.
Вечно живая схема преодоления конфликта.
Вечно живая схема преодоления конфликта.

Когда вы определитесь с характером, перед вами встанет вопрос, как именно демонстрировать этот характер зрителю. Существует несколько способов.

Постепенное раскрытие характера.

Каждая новая сцена с персонажем добавляет в его образ четкость и наполняет разными красками.

Вначале мы видим простого парня, который учится в школе и любит девочку, которая его не любит. Потом мы узнаем, какие у него друзья. Затем к нему пристают задиры школы или вредная училка. Затем герой приходит домой, и мы знакомимся с его семьей. Ну и так далее.

Развитие характера, его рост и становление.

Герой развивается, когда перед ним возникает сложная или не очень цепочка конфликтов, преодолевая которые он меняется и наполняется.

Возьмем ситуацию все с тем же парнем из школы. Итак, к нему пристают задиры, но он не может себе позволить, чтобы «его любовь» плохо о нем подумала и неожиданно для себя дает отпор. Забияки припоминают это и подкарауливают его после школы, но на помощь герою приходят его друзья. Завязывается драка, во время которой разбивается окно директора. Родителей героя вызывают в школу, где оказывается, что… Ну и так далее.

Третий способ. Внезапный слом, резкое изменение характера героя.

Можно объединить с постепенным раскрытием персонажа.

То есть начало сделать размеренным, а затем после какой-то перипетии вывернуть героя на изнанку.

Жил наш мальчик не тужил, учился в школе и мечтал о девочке, как вдруг его семья разбивается в автокатастрофе. И герой преображается в депрессивного жестокого нигилиста или кого-нибудь еще.

Также можно объединить с постепенным развитием героя.

Вот наш герой борется и борется, преодолевает и преодолевает, и вдруг устает от всего этого и ломается.

Или наоборот. Герой стремится к цели, у него (со сложностями) получается, но как только он ее достигает, понимает, что все было зря и ему это вообще не нужно.

То чувство, когда благодаря прорисовке одного героя вдруг начинает проявляться и другой (на контрасте)
То чувство, когда благодаря прорисовке одного героя вдруг начинает проявляться и другой (на контрасте)
То чувство, когда благодаря прорисовке одного героя вдруг начинает проявляться и другой (на контрасте)

А теперь давайте поговорим про цель.

У героя и вообще персонажа она должна быть обязательно. При этом цель может быть явная, например, герой хочет денег и славы, а может и не явная. Например, мы видим героя, который хочет денег и славы, но потом оказывается, что все это ради того, чтобы отомстить злому дядьке.

Это приводит нас к тому, что у героя может быть тайна.

При этом мы можем вернуться к пункту «что герой про себя не знает?» и проработать этот момент. Ярким примером будут большинство фильмов про раздвоение личности.

Помимо тайны, герой может обладать изъяном.

И я сейчас не про недостатки говорю. Это именно изъян. Что-то очень отвратное, что мешает ему или окружающим. Типичным примером служат алкоголь и наркотики. Правда это уже настолько типично, что лучше не использовать. Придумайте, что-нибудь свое.

Но! Если вы пишите положительного героя, то, как только вы наградите его какой-то отталкивающей чертой, вам сразу придется ее чем-то уравновесить.

Тут на помощь приходит «дар».

Только в этом случае не стоит перегибать и делать из персонажа супер-героя (хотя для определенного жанра – это нормально). Достаточно просто наградить его какой-либо удивительной способностью. Такой, за которую прочие персонажи (а главное зрители) ему простят все на свете. Таким же типичный примером будет невероятный интеллект.

Дар делает персонаж исключительным, но не стоит забывать, что любые способности должны сочетаться с теми чертам характера, которыми вы наделили героя. А также не забывайте о том, какую мысль вы вкладываете в его развитие и злоключения.

Итак, я попыталась (очень кратко) изложить те моменты, о которых стоит поразмышлять перед тем, как сесть за черновик. Но не обязательно это делать заранее. Возможно вы пишите без плана. Не убивайте вдохновение таблицами и схемами. Вы всегда можете вернуться к началу и проработать персонаж.

Если есть желание, - присылайте свои статьи по теме канала или рецензии (на заинтриговавшее вас кино или книги) на почту osadulin390@yandex.ru, и если оно подойдёт под наш формат, то мы опубликуем текст с указанием на авторство.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетлёнка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.