Печальная история режиссера «Крепкого орешка» и «Хищника»

Режиссер Джон МакТирнан, пожалуй, является одним из самых интересных примеров вроде как достаточно талантливых постановщиков, которые совершенно внезапно срываются под откос, да так мощно, что о них уже никто и не помнит. А ведь когда-то режиссер «Крепкого орешка» и «Хищника» был одним из самых востребованных режиссеров Голливуда.

Началась карьера МакТирнана с небольшого фильма «Кочевники», в котором снимался молодой Пирс Броснан, впоследствии ставший Джеймсом Бондом. Фильм вышел не то чтобы сильно удачным, но режиссера приметили дельцы со студии 20th Century Fox, после чего он получил кресло постановщика намечавшегося ответа «Чужому» под названием «Хищник».

Тяжело сказать, большая ли его заслуга в том, что фильм стал классикой и подарил нам одного из самых известных и узнаваемых персонажей кинематографа. Все-таки он готов был снимать хищника в его первоначальном варианте, когда вместо канонического пришельца, галактический охотник был похож на какого-то пучеглазого жирафа, явившегося прямиком из трэш-фильмов шестидесятых.

Но, с другой стороны, пинок под зад Жан-Клоду Ван Дамму выписал он, несмотря на то, что Джоэл Сильвер, продюсер «Хищника», желал видеть охотника резким акробатом, а потому Жан Клод, по его мнению, идеально подходил. МакТирнан же, посмотрев на то, как Ван Дамм выглядит в одном кадре со Шварценеггером, залился слезами и попросил бельгийца удалиться.

Правда, возможно, у не сильно известного режиссера вышло нечто такое не из-за того, что он заимел сразу авторитет и способность увольнять, кого пожелает. Поговаривают, что Жан-Клод стал проявлять характер, драться со съемочной группой и даже дошел до того, что потребовал указать своё имя в титрах рядом со Шварценеггером. Здесь, вроде как, зачесалось и у Сильвера. Тем более проходивший мимо площадки режиссер Джэймс Кэмерон, столкнувшись со Стэном Уинстоном, предложил другой дизайн охотника и даже набросал на бумажке классические челюсти.

После того как «Хищник» при своём бюджете в 15 миллионов собрал в мировом прокате 100, из МакТирнана решили делать экшн-режиссера. Сам он этого не хотел и много раз отклонял предложение о постановке «Крепкого орешка», считая его слишком простым, неинтересным и изначально провальным.

Однако, постоянные рихтовки сценария и уговоры все того же Сильвера, с которым у них наладились хорошие отношения, в конце концов, убедили МакТирнана. Так на свет появился ещё один из самых известных киногероев - Джон МакЛейн и, пожалуй, один из самых известных кинозлодеев - Ганс Грубер, задавший моду на ироничных и беспощадных антагонистов.

28 миллионов бюджета и 140 миллионов международной кассы укрепили МакТирнана в звании одного из самых лучших коммерческих режиссеров.

Следующий его фильм - «Охота за Красным Октябрем». Его сборы в 200 миллионов долларов закинули МакТирнана в десятку самых известных режиссеров, у которых есть право финального монтажа и возможность увольнять актеров, просто потому, что они им не нравятся.

И вот здесь режиссер оступился в первый раз. В 1991 году к МакТиранану пришли с предложением поставить новый фильм о похождениях Джека Райана, который был бы продолжением «Охоты за Красным Октябрём». Но узнав, что главными злодеями в фильме «Игры патриотов» будут ирландцы, Джон сразу отказался. Вслед за ним отказался сниматься в фильме про ирландцев и исполнитель роли Джека Райана в «Октябре» - Алек Болдуин. Именно после этого Джеком Райаном стал Харрисон Форд, а за режиссерский пульт сел Филипп Нойс.

МакТирнан же решил снять что-то более камерное и личное. Так родился «Знахарь» с Шоном Коннери и Лорэйн Бракко. Фильм провалился не с каким-то там оглушительным треском, но это была первая неудача режиссера, которую он переживал достаточно болезненно, обвиняя в провале всех подряд.

В основном, естественно, студию, которая, по его мнению, неправильно рекламировала проект, делая упор на том, чего там, в принципе, не было. Здесь с ним можно согласиться, ибо Columbia Pictures действительно продвигала фильм «Знахарь» как боевик с Шоном Коннери, которому мешают проводить исследования различные злодеи. Боевика в «Знахаре» нет, но, в любом случае, фильм получился неровным и вряд ли его правильная реклама поправила бы ситуацию в кассовом плане. Скорее даже наоборот.

Различных объяснений случившегося достаточно много. Сам МакТирнан считает, что на картинку фильма плохо повлияло то, что им пришлось снимать не в том месте, котором планировалось ранее. МакТирнан желал снять «Знахаря» там же, где и «Хищника». Так же многие винят в провале непомерно раздутый бюджет для такого фильма, который увеличился до 40 миллионов из-за гонорара Шона Коннери и весьма оригинальных решений, вроде тех, по которым различную флору и фауну в Мексику доставляли из Южной Америки. В том числе завозили и южноамериканских индейцев.

Вслед за «Знахарем» МакТирнана накрыло вторым провалом, который был весьма неожиданным и после которого МакТиранан согласился ставить третьего «Крепкого орешка», хотя после первого фильма и обещал больше не снимать, что подтвердил отказом от второй части, которую снял режиссер Ренни Харлин.

Речь идёт о фильме «Последний киногерой», который, несмотря на большую популярность в нашей стране, совершенно не пользуется оной у американцев. То есть, если кто-то ждал, что со временем фильм может стать культовым или общепризнанным, может расслабиться. Спустя 20 лет фильм в США и Европе все так же считается провальным для Арнольда Шварценеггера и для Джона МакТирнана.

Кое-кто считает, что в этом виноват Арнольд, который заставлял изменять многие детали в сценарии, делая своего героя более человечным (в первой версии сценария персонаж Шварца был туповатым качком, до которого все доходило только в самом конце фильма), так же создателей пинают за нарисованного кота и за паренька Дэнни Мэдигана, который в той же первой версии сценария был существенно взрослее. А так, мол, многие подумали, что кино совсем уж для самых маленьких и не пошли.

Шварценеггер и МакТирнан же, не комментируя оценки, доказывают, что в провале вновь виновата студия Columbia Pictures. МакТирнан во всех своих интервью не может удержаться от различных матерных ругательств. Премьеру «Последнего киногероя» поставили через неделю после «Парка Юрского периода» Стивена Спилберга, который целый месяц затаптывал всех, кто осмелился выйти в прокат рядом с ним. Можно сказать - кто же знал, но многие граждане, замешанные в производстве фильма, утверждают, что поменять дату премьеры студию уговаривали почти все участники проекта.

«Последний киногерой» получил шесть номинаций на "Золотую малину": худший фильм, худший режиссер, худший актер, худшая песня, худшая новая звезда, худший сценарий. Какие-то американские претензии понять можно, но такого сильного порицания фильм явно не достоин.

В 1995 году, по мнению многих, МакТирнан снял свой последний отличный фильм. Им стал «Крепкий орешек 3». Возвращение Джона МакЛейна получилось масштабным, забавным и кассовым. Правда, особо сильные фанаты первых двух фильмов так и не простили третьей части выход из замкнутого пространства в открытый город.

А вот дальше у некогда одного из самых талантливых постановщиков Голливуда дела пошли совсем плохо. Сперва с треском провалился долгострой «13-й воин», который МакТирнан снимал вместе с Майклом Крайтоном. Из-за постоянных скандалов и пересъемок бюджет фильма разросся до астрономических по тем временам 160 миллионов долларов. Провал не заставил себя ждать - сборы составили лишь 60 миллионов.

Потом у Джона случился успех, пусть даже относительный, с «Аферой Томаса Крауна», где он вновь поработал с Пирсом Броснаном. Вероятно это обстоятельство могло бы спасти Мактирнана, но вслед за «Аферой» случился «Роллербол». После его громкого провала, Джону МакТирнану довелось побыть режиссером всего один раз в фильме «База Клейтон», которая так же провалилась.

В планах у режиссера ещё было несколько проектов, в том числе достаточно крупных, но всему помешало дело Энтони Пелликано, занимавшегося прослушиванием различных голливудских шишек. В том числе и продюсера «Роллербола» Чака Роуэна. Здесь всплыл и Джон МакТирнан как наниматель. В конце концов, по тлеющему с 2006 года делу, в 2010 Джон МакТирнан получил год тюрьмы вместо грозящих пяти. А Пелликано, которого обвиняли во всех смертных грехах десятки влиятельных граждан Голливуда, получил 15 лет.

Сейчас Джон МакТирнан занимается боевиком Warbirds, но, судя по тому, что о фильме давно ничего неизвестно, надежд на то, что разработка плавно перетечёт в съемки, немного.

ИНТЕРЕСНО

Лучшие сериалы 80-х и 90-х

История производства и провала фильма Водный мир

Актеры, которых заменили в продолжениях фильмов