«А-10» — американский штурмовик для борьбы с советскими танками

27 August 2019

Программа создания противотанкового штурмовика «А-10» началась в США в 1967 году. Сигналом к его разработке послужило превосходство советских танков (Т-62 и Т-64) над американскими (М-48 и М-60).

«A-10 Thunderbolt II»
«A-10 Thunderbolt II»

Одноместный самолёт оснащён двумя килями, а также двумя турбовентиляторными установками «TF34-GE-100» общей тягой около 8,5 тонн. Мотогондолы с двигателями из соображений безопасности, а также для облёгчённого к ним доступа находятся в задней части фюзеляжа . «А-10» способен к полёту при скорости около 800 км/ч на расстояния до 750 км; высота полёта может превышать 13 км.

«Козырем» штурмовика является «GAU-8» — уникальное семиствольное оружие калибра 30 мм, сердечники снарядов которого состоят из обедённого урана. Со всем сопутствующим оборудованием оно обладает длиной почти в 3 м и массой около 1,8 тонн, половину которой занимает боекомплект. После выстрела гильзы не сбрасываются, а откладываются в специальном отсеке во избежание повреждения обшивки.

«A-10 Thunderbolt II»
«A-10 Thunderbolt II»

Штурмовик располагает 11 точками для подвеса вооружения, на которых могут находиться ракеты классов «воздух-земля» и «воздух-воздух», блоки неуправляемых ракет, а также все типы бомб общей массой до 7 тонн. Таким образом, взлётная масса самолёта приближается к 20 тоннам. «А-10» имеет хорошо бронированные кабину, топливную систему и боекомплект.

Впервые самолёт поднялся в небо весной 1972 года. Затем последовали три года испытаний, во время которых подтвердилась его высокая эффективность. В 1975 году началось серийное производство, которое продолжалось 9 лет. В это же время было разработано несколько модификаций, среди которых можно выделить двухместную и беспилотную. За всё время было выпущено 707 машин, которые активно принимали участие во время боевых действий в Гренаде, Персидском заливе, Югославии, Афганистане и Ираке.

«A-10 Thunderbolt II»
«A-10 Thunderbolt II»

Цена одной машины сегодня относительно небольшая (около 19 миллионов долларов), но ни одна из потенциальных стран-покупателей не может себе позволить такую узкоспециализированную покупку — гораздо выгоднее приобретать многоцелевые аппараты. Поскольку эксплуатация «А-10» в США не укладывается в рамки выделенного бюджета, в 2021 году самолёт будет снят с вооружения. Сейчас американские военные ищут ему более дешёвую и универсальную замену.