Гиперзвуковой воздушно-космический самолёт с плазменным двигателем

4 March 2019
71k full reads
1,5 min.
76k story viewsUnique page visitors
71k read the story to the endThat's 94% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Проект кардинально нового гиперзвукового самолёта «Аякс» с плазменным двигателем возник в СССР в 1980-х годах.

Гиперзвуковой воздушно-космический самолёт с плазменным двигателем

Его отличительной особенностью стала двухконтурная обшивка, между слоями которой располагался термохимический реактор. С помощью воды и керосина он забирает тепло с верхнего контур самолёта. В нагретую смесь добавляется катализатор, в результате чего получается обогащённое водородом топливо.

Полученная смесь попадает в камеру сгорания, куда с помощью плазменного генератора подаётся поток холодной плазмы. Затем компоненты разгоняются магнитогидродинамическим ускорителем и выходят через сопло наружу в виде реактивной струи.

Гиперзвуковой воздушно-космический самолёт с плазменным двигателем

Дальность полёта «Аякса» могла достигать 20 тысяч километров на скорости вплоть до 29000 км/ч. Аппарат мог обеспечить быструю транспортировку грузов или людей в любую точку планеты, совершать контакт с расположенными на низкой орбите космическими кораблями, использоваться в военных целях.

В начале 1990-х годов на базе «Аякса» была спроектирована серия гиперзвуковых аппаратов «Нева». Самолёты предназначались для географических, экологических, метеорологических, транспортных и стратегических целей. Также был представлен и пассажирский вариант, способный перевести 81 человека на скорости до 15000 км/ч.

Концепция проектов являлась новшеством, а потому была очень дорогостоящей и рискованной, вследствие чего проекты не получили одобрение и были заморожены.