дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

«S-72» — единственный сверхзвуковой винтокрыл

9 November 2019

Разработка винтокрыла «S-72» началась в американской компании «Сикорский» в 1970 году. Аппарат представлялся в роли штурмовика, базирующегося на авианосцах. Машина взлетала по вертолётному типу, а во время маршевого полёта несущий винт останавливался и фиксировался так, чтобы две лопасти образовывали прямое крыло. Благодаря этому аппарат мог превышать 1200 км/ч, развивая сверхзвуковую скорость.

Sikorsky «S-72» с крестообразным винтом
Sikorsky «S-72» с крестообразным винтом

Поскольку лопасти должны были иметь колоссальную прочность, их решили выполнять из композитов. Для сравнения, современные серийные вертолёты не могут разогнаться выше 330 км/ч. Трёхместный винтокрыл, помимо четырёхлопастного винта, имел крыло в нижней части фюзеляжа, и хвостовое оперение — неизменные атрибуты любого самолёта.

Для управления по курсу использовался рулевой винт. «S-72» обладал длиной около 22 м, и размахом крыла в 19 метров. Он имел четыре силовых установки: два турбореактивных и два турбовальных двигателя. Масса всей конструкции (без учёта топлива) была близка к 10 тоннам.

Sikorsky «S-72» с крестообразным винтом
Sikorsky «S-72» с крестообразным винтом

Поскольку у несущего винта отсутствовал автомат перекоса, роль регулировки управления по высоте выполняли компрессоры, работающие от двигателей. Нагнетаемый ими воздух проходил через пустотелые лопасти роторного винта и выходил из их законцовок, увеличивая подъёмную силу. Для постоянного мониторинга и контроля этого процесса требовалась дорогостоящая вычислительная аппаратура и сложная система клапанов.

Впервые опытный экземпляр поднялся в небо осенью 1976 года. Он не имел несущего винта, и летал лишь за счёт подъёмной силы крыла. Второй винтокрыл, оснащенный классическим несущим винтом, совершил свой первый полёт в конце 1978 года. В 1986 году стартовали стендовые испытания полноценного экземпляра с крестообразным винтом.

Sikorsky «S-72» без винта
Sikorsky «S-72» без винта
Sikorsky «S-72» без винта
Sikorsky «S-72» без винта
Sikorsky «S-72» с классическим винтом
Sikorsky «S-72» без винта

После двух лет тестирования стало ясно, что ещё предстоит большая работа по отладке системы пневмоклапанов и компьютера, управляющего ими. Стоимость разработки возросла, и перспективный проект был свёрнут. Последняя модель в воздух так ни разу и не поднялась.