Советский сверхзвуковой «атомолёт»

Разработка самолёта с атомным двигателем началась в СССР в середине 1950-х годов. Проект, получивший название М-60, представлял собой глобальную модификацию самолёта М-50. На самолёт планировалось ставить воздушно-реактивные двигатели, в которые встроены ядерные реакторы. Тяга в 23 тонны создавалась благодаря нагреву воздуха, проходящего сквозь ядерный реактор. Вместе с вооружением, М-60 был способен к полёту свыше 24 часов на скорости до 3000 км/ч.

Разумеется, из-за высокой радиоактивности использование привычной кабины для экипажа было недопустимо. Была разработана специальная капсула массой около 60 тонн, оснащённая 5-сантиметровым слоем свинца и 20-сантиметровым слоем церезина с полиэтиленом. Но даже в этом случае за сутки полёта лётчики набирали радиации больше, чем годовая норма служащего на АЭС, а именно 25 мЗв.

После нескольких длительных полётов, лётчиков планировалось отправлять на пенсию. Капсула была полностью герметична, а поэтому внешнюю обстановку лётчики получали с помощью мощной фото и радиоаппаратуры.

М-60
М-60

Самолёт с колоссальной массой в 250 тонн был крайне сложен в обслуживании: реактор требовалось устанавливать непосредственно перед взлётом, а также заправка и установка ракет должна была осуществляться без участия человека. Самое главное условие — ВПП должна иметь толщину около 50 см, чтобы выдерживать огромную массу атомолёта. При этих обстоятельствах самолёт был неэффективным и требовал масштабной переработки.

Именно поэтому было решено базировать самолёт на воде. Атомолёт М-60М имел воздухозаборники в верхней части во избежания попадания воды, а также водные лыжи и другие приспособления для взлёта с водного пространства.

М-60М
М-60М

По своим лётным качествам он не отставал от наземного предшественника. Но проект был закрыт после расчетов радиационного загрязнения в береговых зонах, где самолёт должен обслуживаться — оно оказалось слишком сильным.

Следующим витком эволюции М-60, стал самолёт М-30, в котором предполагалось использование ядерной установки «закрытого цикла» — теплоноситель от реактора к ВРД поступал по замкнутому трубопроводу.

М-30
М-30

Самолёт М-30 получился на 70 тонн легче, отчасти за счёт уменьшения свинцового слоя кабины экипажа, ведь установка НК-5 (реактор, подключенный к шести воздушно-реактивным двигателям) излучала существенно меньше радиации, чем двигатели М-60. В 1960 году проект был полностью проработан и через 5-6 лет планировался первый взлет машины. Однако стратегический курс СССР резко сменился в сторону ракет, и самолёт стал никому не нужен — проект был закрыт.