Сверхзвуковой советский истребитель с вертикальным взлётом и посадкой

Разработка сверхзвукового истребителя-перехватчика Як-141, обладающего вертикальными взлётом и посадкой началась в СССР в 1973 году. Помимо классического применения, Як-141 планировалось использовать на авианосцах.

Одноместный самолёт длиной свыше 18 метров и массой около 20 тонн был способен к полёту на высотах до 15 км на скорости до 1800 км/ч. Дальность полёта превышала 2000 км. Як-141 оборудовался тремя турбореактивными двигателями, способными изменять вектор тяги. Совместная работа трёх двигателей обеспечивала вертикальный взлёт и посадку.

Самый мощный из них, использующийся на протяжении всего полёта, располагался в хвостовой части самолёта и обладал тягой в 15,5 тонн. Два подъёмных двигателя «РД-41» находились около кабины экипажа и давали суммарную тягу в 8,2 тонны. Также они применялись для изменения угла тангажа самолёта. В кормовой части фюзеляжа устанавливались струйные рули, обеспечивающие управление по крену и по курсу.

На самолёт устанавливалось мощное пилотажно-навигационное оборудование и радиолокационный прибор, способный одновременно держать до 10 противников. Дополнить систему планировалось установкой лазерного дальномера.

Як-141 оснащался авиационной пушкой «ГШ-30-1» калибра 30 мм, а также ракетами Р-60, Х-35 и Х-31 для поражения воздушных, надводных и наземных целей. Также на самолёт подвешивались модули с неуправляемыми ракетами С-8, С-13 и С-24. Допускалась установка шести авиабомб различных типов (от фугасных до вакуумных).

Создание моделей Як-141 началось в начале 1980-х годов. Для первичных испытаний было изготовлено 4 опытных образца. Первый аппарат «48-1» был построен в 1984 году для проведения наземных стендовых испытаний: важно было проверить влияние выходных газов на обшивку самолёта. Через два года был изготовлен и второй экспериментальный самолёт «48-2», предназначенный для полётов.

Он был успешно протестирован лётчиком А.А. Синицыным в 1987 году, а после распада СССР публично продемонстрирован на крупном английском авиасалоне в Фарнборо. Сейчас его можно увидеть в музее Задорожного в Московской области.

Як-141 в Фарнборо (1992 г.)
Як-141 в Фарнборо (1992 г.)

Местоположение третьего самолёта, используемого для наземных испытаний, с 1987 года не известно. Последний лётный экземпляр был повреждён в результате аварии во время лётных испытаний, но затем восстановлен и передан в музей ВВС в подмосковное Монино. В планах было создание ещё шести тестовых изделий, но после распада СССР работы над проектом были прекращены.