Как я учился в магистратуре Вышки

796 full reads
1,3k story viewsUnique page visitors
796 read the story to the endThat's 58% of the total page views
11 minutes — average reading time

Карта Мясницкого района на проходной НИУ ВШЭ, вертолет с бабушкой на борту и «мерзкий» бюст философа Славоя Жижека: как провести два года на Хитровке и не сойти с ума.

Я сдал студенческий билет и готовлюсь к возвращению в мир, в котором нет льгот на проезд в метро. Безлимит за 380 рублей в месяц останется в прошлом. Это пугает, и именно об этом я думаю сейчас, за два дня до вручения диплома магистра.

Я два года учился на факультете коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики. Может быть, мне стоило вести блог или Telegram-канал о студенческой жизни и рассказывать обо всем, что со мной происходило. Я этого не делал. Но поделиться впечатлениями всё-таки хочется, и я решил собрать их в этом тексте. К тому же сейчас идет приемная кампания, пусть будущие магистранты разом прочтут всё.

Как я поступил?

Мне 29 лет. В январе 2016 года я сходил на зимнюю школу программы «Медиапроизводство в креативных индустриях», в феврале написал олимпиадное эссе. Его текст опубликован у меня в фейсбуке. Мне поставили 92 балла, на нашей программе это была самая высокая оценка. Летом я привез диплом специалиста в приемную комиссию и поступил без экзаменов.

Может быть, это была судьба. Ещё во время работы на вышкинском портале я помогал снимать вот это промовидео.

Наш выпуск — последний для программы «Медиапроизводство в креативных индустриях». С прошлого года студенты поступают на «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Преподаватели там те же, курсы вроде похожие, так что мой опыт пригодится и новым студентам.

Чему нас учили?

Давайте я перескажу вам типичный диалог со студентом нашей программы:

— Как называется твоя магистратура?

— Медиапроизводство в креативных индустриях.

— Хм, звучит не очень понятно.

— Да, есть такое.

— И на кого ты там учишься?

— На продюсера.

— На продюсера чего?

— ХЗ

Вот что мы с ребятами делали в течение этих двух лет: выпускали электронную книгу, снимали новостной репортаж, снимали видеоэтюд, придумывали форматы для ТВ и для YouTube, делали выпуск телешоу, снова придумывали форматы, анализировали любимые компьютерные игры, учились брифовать мультимедийные проекты, разрабатывали цифровые расширения для музеев, писали рецензии на сериалы и фильмы.

Какой-то специализации не подразумевалось, и ответить на вопрос «продюсер чего?» было невозможно. Всего, ёпта.

Вот, например, моя одногруппница Лора пытается ответить на похожий вопрос (включите с 9:25) в ток-шоу «После диплома»:

Студенты нынешней программы скажут «продюсер трансмедийных проектов», но это может вызвать еще больше вопросов («Каких-каких проектов?»). Короче, абитуриентам я советую заранее придумать адекватный ответ, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

Зачем я пошел учиться?

Мне просто хотелось быть выпускником Вышки. Во-первых, я несколько лет проработал редактором hse.ru и полюбил университет, во-вторых, меня не устраивало первое образование, и я хотел поучиться в топовом вузе. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна я выбрал из-за своих профессиональных занятий, умений и интересов.

Если вам больше 25 лет, то такой ответ никого не устроит. Подумайте заранее, что будете говорить людям: прокачать конкретные навыки, научиться вести большие проекты, подготовить себя к продвижению в карьере. Особенно важно подготовиться перед собеседованием, потому что работодателям не нравятся кандидаты, которые вдруг решили снова пойти на учебу без ясных поводов.

Защита концепции видеопроекта на курсе Татьяны Рахмановой. Фото: Лора Суслова
Защита концепции видеопроекта на курсе Татьяны Рахмановой. Фото: Лора Суслова
Защита концепции видеопроекта на курсе Татьяны Рахмановой. Фото: Лора Суслова

Если вы вчера закончили бакалавриат и просто поступили на следующую ступень, все равно подумайте над формулировкой. Будет что ответить приставучим преподавателям.

Университет VS работа

Преподаватели хотят, чтобы вы жили учебой, вовремя сдавали экзамены и готовили классные проекты. Работа однозначно мешает и учиться, и получать от образования удовольствие.

Тем не менее, в нашей группе было несколько человек, которые работали фулл-тайм и приходили на занятия раз в пару месяцев. Многие совмещали учебу с фрилансом.

Руководитель программы Анна Новикова, День Вышки 2017
Руководитель программы Анна Новикова, День Вышки 2017
Руководитель программы Анна Новикова, День Вышки 2017

Если вам не надо платить за съемную квартиру и у вас есть деньги на еду, постарайтесь первый курс посвятить университету. Пары будут каждый день, и придется делать много медиапроектов. К тому же программа подразумевает постоянную работу в команде. Людей, которые забивают на групповые задания и подводят однокурсников, никто не любит.

В сентябре 2016 года ради учебы я уволился из редакции, в которой работал полный день (и не зря, потому что перед Новым годом там всех сократили). Несколько месяцев я жил на сэкономленные деньги и только учился. Во втором семестре я начал писать для Strelka Mag. В конце первого курса меня позвали на позицию ведущего копирайтера в компании «ЭР-Телеком» (она же «Дом.ru»). Тогда же я отказался от предложения поработать в вышкинской Лаборатории дизайна, о чем до сих пор сильно жалею.

О командной работе

Наша магистратура считается творческой. Было сравнительно мало теории и много проектных заданий. Большинство из них приходилось делать в группах по 3-5 человек. Постепенно это начинает подбешивать, но командная работа — один из принципов нынешнего образования, и от нее никуда не деться.

Набор на программу нашего года насчитывал 40 человек. В первом семестре мы знакомились, притирались, пробовали работать со всеми подряд. К концу года на курсе сложилось несколько творческих коллективов, которые так и фигачили вместе до конца учебы.

Это очень удобно. Главное — оставаться друзьями. Не надо торговаться, спорить из-за вклада в решение задач и конкурировать внутри своей команды. Пусть каждый делает то, что может и когда может. Как минимум один проект я сделал полностью сам и сдал его от лица нашей дримтим на отлично. Минимум в одном не сделал вообще ничего, и мне никто это не припоминает.

Постоянными членами нашей компашки были студенты Головкин (это я), Осипов, Дингес и Суслова. Проекты мы сдавали под брендами GODS или DOGS в зависимости от настроения. Когда из заграничной стажировки вернулся наш товарищ Юрие Токмаш, название расширилось до GODS-Team.

GODS во время работы над мультимедийным расширением для музея Паустовского
GODS во время работы над мультимедийным расширением для музея Паустовского
GODS во время работы над мультимедийным расширением для музея Паустовского

Какие мы делали проекты

Не знаю, чем именно занимаются студенты новой трансмедийной программы (как мы их называли за глаза, трансы), но мы в основном что-то снимали или придумывали форматы телепрограмм. Но и не только.

Книга

Обложка нашей книги. Автор иллюстрации: Byyksel
Обложка нашей книги. Автор иллюстрации: Byyksel
Обложка нашей книги. Автор иллюстрации: Byyksel

В первом модуле мы делали книги на платформе Ridero. Их презентация обычно проходит на ярмарке Non/fiction. Мне достался сборник статей Ирины Петровской — медиакритикессы из «Новой газеты». Чуть позже она читала у нас лекции.

С Соней Сулеймановой на презентации нашей книги в ЦДХ. Фото: Лазарина Кучменова
С Соней Сулеймановой на презентации нашей книги в ЦДХ. Фото: Лазарина Кучменова
С Соней Сулеймановой на презентации нашей книги в ЦДХ. Фото: Лазарина Кучменова

За полтора года книгу «Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении» купили около 200 человек (включая меня). Купите и вы, она стоит всего 8 (восемь) рублей.

Пахом
Для короткого курса монтажа я навернул несколько кругов по Тверской с Сергеем Пахомовым, который 4 ноября отмечал свой юбилей и ходил туда-сюда по улице с тростью в руке. Результат очень понравился преподавателю Юрию Бурцеву.

Недавно вышел документальный фильм «50» об этом событии, там несколько раз видно мою спину.

Летов-мем. 10 лет без «Гражданской обороны»
Проект, который остался на этапе концепции. Мне чертовски жаль, что мы не реализовали его полностью, потому что он был бы актуален только один раз в жизни — 19 февраля 2018 года, в годовщину смерти музыканта. По задумке это был лонгрид, в котором исследовался феномен Егора Летова как героя интернет-мемов, которым он стал после гибели. Там были бы подборки картинок, рассказ о творчестве, интервьюшки с админами пабликов и беседы с товарищами Игоря Федоровича типа Манагера и Кузи УО. Для зачета на курсе Юрия Куприянова было достаточно создать бриф и ТЗ, чем мы, к сожалению, и ограничились.

Мечтать не поздно
Мы придумали кучу теле- и видеоформатов, я не буду перечислять их все. Вот как звучит наша любимая идея: берём взрослого человека с сокровенной мечтой и осуществляем её. Возможны драматургические дополнения и тонкости, но суть именно в этом.

Мы нашли женщину, которая мечтала полетать на вертолете, и организовали ей это дело. На смотре работ представители индустрии нашли в идее несколько дыр и в целом не оценили её. Но тизер всё равно выглядит очень эффектно, обязательно посмотрите.

Мы потратили на всё про всё 10 тысяч рублей.

Бичпакет для «Лентача»
На мой взгляд, это лучшее, в чем я принимал участие за эти два года. Знаменитый паблик «Лентач» регулярно измеряет различные государственные траты в ролтоновских пакетах с лапшой. На курсе по медиабендингу Виктора Майклсона мы запилили брендовый бичпакет.

Бичпакет «Лентач». Идея: Тима Юртов. Фотошоп: Володя Дингес.
Бичпакет «Лентач». Идея: Тима Юртов. Фотошоп: Володя Дингес.
Бичпакет «Лентач». Идея: Тима Юртов. Фотошоп: Володя Дингес.

Ток-шоу
Во втором семестре мы снимали собственные ток-шоу в университетской студии. Творческие группы нашего курса подготовили несколько любительских телепрограмм. Все они были унылы чуть менее, чем полностью.

Наша команда сделала ход конем: у нас тоже получилось уныло, но шоу было посвящено вопросу «Что такое трансмедиа?». После защиты домашнего задания мы отдали весь материал руководству департамента. Видео распилили на короткие ролики и запустили их в фейсбуке для продвижения паблика Transmedia HSE среди абитуриентов.

Карта «Вокруг Вышки за 40 минут»
Моя гордость. Эту курсовую работу мы делали вместе со студентками-дизайнерами. Я выдумал маршруты и написал тексты о достопримечательностях, а коллеги из Школы дизайна все это отрисовали (руководители проекта: Наталья Логутова, Александр Ларцев). К сожалению, в финальный вариант не попало здание бывшей конюшни в одном из дворов Покровки. Но знайте, что оно там есть.

Вокруг Вышки за 40 минут
Вокруг Вышки за 40 минут
Вокруг Вышки за 40 минут

Эта карта до сих пор висит перед турникетами на Мясницкой, 20. Почитать про нее подробно можно в статьях на портале Вышки и в студенческом портфолио Школы дизайна. Ещё её можно скачать.

Кое-где в описании проекта встречается фраза «Мясницкий район». Такого района, конечно, не существует, это ошибка.

«Современное искусство в Беляево»
Это зачетное эссе в рамках курса Contemporary Art and its Politics. В нём я собрал краткую историю современного искусства в родном спальном районе, также известном как Герцогство Беляево. Там и Бульдозерная выставка, и Пригов, и несколько малоизвестных акций концепцтуалистов.

Когда профессор Панайотис Компациарис зачел мне гуглоперевод этого эссе, я отредактировал русский оригинал и попытался его где-нибудь опубликовать. Но текст пока никому не пригодился. Наверное, запощу его однажды здесь же.

С кем из преподов дружить?

Когда я учился в специалитете (выпуск 2011 года, МПГУ), удаленное общение с преподавателями ограничивалось перепиской по электронной почте, смсками и звонками. Сейчас все преподы сидят в фейсбуке. При этом куча сотрудников департамента медиа Вышки — практики, которые в большей степени пишут в FB как работники индустрии, а не педагоги. Всех их я добавил в друзья.

Преподавателей очень много. Я попытался рассказать почти обо всех, но получилось столько текста, что вы не осилите. Писать про половину нельзя, потому что я бы на месте второй половины расстроился. Я оставил всего трех человек (намеренно не включив руководство департамента и мою научную руководительницу). Это не мой ТОП, это не лучшие преподаватели по чей-то версии, это просто три человека, о которых вам надо знать.

Варвара Чумакова
Человек-хаб и кент по кентам. Она знает кучу людей, вписывается в миллион проектов. Как оказалось, у меня с ней ещё до поступления было много общих знакомых в фейсбуке.

Варвара Павловна помогла мне с тезисами для конференции, посвященными городской тематике. Когда я попросил помощи, она просто добавила в чатик урбаниста Петра Иванова, и он уже указал на ошибки в тексте.

Михаил Бергер
Одно из главных впечатлений этих двух лет — лекция Бергера о «группе чая». Объяснять лень, вот короткий фрагмент для понимания:

Кофе и чай растут в разных местах. Их по-разному собирают. За ними по-разному ухаживают. Их по-разному хранят. Их по-разному покупают и продают. И это практически всё, что нужно знать об управлении в креативных компаниях. Персонал любой компании можно условно разделить на «группу кофе» и «группу чая». <...>
«Группа кофе» — это линейные сотрудники с креативными навыками. Звукорежиссер. Талантливый художник по свету, от которого многое зависит: он из любого может сделать урода или красавца. Но они рекрутируются по биржевым ставкам. Понятна рыночная стоимость звукорежиссёра или программного директора. Это очень важно, очень креативно, но это — биржевой товар. <...>
А «группа чая»… Ооо! Обормоты! Это, конечно, тип особенный. Это штучный товар, аукционный. Самое ужасное — непонятно, сколько он стоит. Вы решили купить Андрея Малахова. Сколько он стоит? Миллион? Миллиард? Да непонятно. И сколько желающих за ним охотиться? Вы один или ещё пять каналов? Вы носами столкнётесь или выйдете один на торги? Вообще кошмар.

Я записал ее и расшифровал, но не получил от Бергера разрешения на публикацию. Он побоялся, что его сотрудники увидят текст, начнут выяснять, кто к какой группе принадлежит, и переругаются. Так что ждите весну и не пропустите нужную пару. Поверьте, это самые мотивирующие полчаса за всю магистратуру.

А я, чтобы хоть как-то избавиться от печали после запрета на публикацию, переименовал чатик нашей группы в Telegram в «Группу чая». Так он и называется до сих пор.

Елена Шерстобоева
Как только вы начнете делать что-то серьезное, у вас возникнут вопросы и проблемы с авторскими правами. За помощью всегда можно обратиться к ЕШ, в том числе за коммерческой (если вы уже выпустились). У нее есть собственная юридическая компания. Шерстобоева — одна из главных спецов в сфере медиаправа в стране.

А ещё Елена Алексеевна когда-то пела под псевдонимом ЙЕНА. Обожаю песню «Суббота Свобода», стабильно переслушиваю раз в пару недель.

А чё там с Жижеком?

В январе я отправил на конкурс студенческих инициатив идею установку бюста Славоя Жижека в МедиаДворе на Хитровке. По моей задумке, студенты должны были тереть ему нос на удачу. Так обыгрывалась нервная привычка философа постоянно трогать свой нос.

Я искренне не верил, что такое безумие может получить отклик. Тем не менее, проект прошел все этапы, на его создание университет был готов выделить 100 000 рублей.

Lucky Žižek
Lucky Žižek
Lucky Žižek

Я везде встречал только поддержку и одобрение. Но все же нашел небольшой тред, в котором меня ругали. В таком духе:

а мне кажется, это просто-напросто пошло и неумно. и вообще не смешно. использовать личность ученого для создания "бренда" и перераспределения потока масс студентов - это жест в стиле пластиковых цветов собянина, и по форме и по содержанию. про потереть нос я вообще промолчу, тк это запредельное что-то.

Или вот так даже:

такое оскорбление пусть будет на совести тех, кто придумал эту злобную и мерзкую "шутку". надеюсь, здравый смысл, воспитание и вкус все-таки восторжествуют, и эта позорная инициатива будет отклонена. выражаю полный дизреспект тем, кому такое в голову взбрело.

Не восторжествовали.

Скептики напоминали, что Жижек стесняется своих нервных тиков, а прошлой зимой у него вообще парализовало половину лица. Я решил, что эти зануды куда более правы, чем все студенты, друзья и преподаватели, которые поддерживали меня. Идея, конечно, сама по себе классная, вовсе не злобная и не мерзкая, но её реализация могла бы поставить Вышку в дурацкое положение. Как и меня. До этого я не писал это открыто, но сейчас могу: от идеи установки бюста точно придется отказаться.

Желаю следующему поколению студентов запилить проект бюста Гиляровского в МедиаДворе или на Хитровской площади, о котором мечтает Анна Качкаева. Обойдется без скандалов, и город будет благодарен.

А мораль вот какая. На конкурс инициатив подается очень много откровенной скуки. Не бойтесь предлагать дичь.

Ни с кем не ругайтесь

Любой человек, с которым вы решите поссориться, может появиться на вашем академическом пути снова. Поругаетесь с учебным офисом — вам не пойдут навстречу в сложной ситуации с оформлением документов. Обидите преподавателя — а он окажется в комиссии на защите. Если накипело, просто напишите гадости в студенческой оценке преподавателей (СОП), она анонимная и обязательная.

На Дне Вышки
На Дне Вышки
На Дне Вышки

Я вот весь первый курс ругался с менеджером департамента, и в этом не было вообще никакого смысла. Инна, вы очень хорошая, извините.

У упомянутой СОП есть минус: ее дедлайн истекает до конца модуля и даже до сессии. Учебный офис будет уговаривать вас оценить преподов как можно быстрее. Лучше не слушайтесь и дождитесь последнего момента. Велика вероятность, что СОП вы пройдете, а какой-нибудь преподаватель уже после этого даст основательный повод для критики. У меня было такое в конце первого учебного года, когда из-за одного человека презентация итоговых проектов всего курса превратились в скомканную хрень.

Рассадник либерастии

В глазах любого ура-патриота Высшая школа экономики — это богомерзкая институция, плодящая национал-предателей и существующая исключительно ради уничтожения русского народа и России. Конечно, в университете есть радикально настроенные люди, но у нас на факультете революциями не пахнет.

Среди преподавателей были сотрудник киселёвского агентства Sputnik, несколько работников «Первого канала», консультант Роскомнадзора. Почтовая рассылка департамента постоянно ломится от приглашений на школы Russia Today и на съемки программ с Владимиром Соловьевым. Из-за всего этого обвинения Вышки в производстве пятых колонн кажутся издевательством, а в голове вертится: «Ах, если бы!».

С преподавателями и гостями из провластных СМИ случаются споры и обсуждения профессиональных и этических тонкостей. Вот вам два главных совета, если вы ввяжетесь в подобное.

● приводите в пример конкретные кейсы. Если вы знаете, что к вам придет условный Дмитрий Киселев, потратьте вечер накануне лекции на отсмотр его программ. Как только вы скажете телевизионщику, что он работает на власть и дурачит зрителей, он тут же попросит привести пример. В этот момент вы должны привести пример, иначе проиграете спор. Старайтесь подготовить неожиданные штуки, потому что для кейсов в духе распятого мальчика в трусиках давно заготовлены оправдания (да, я тоже вижу эту синтаксическую прелесть. но оставлю ее вам на радость).

● придумайте ответ на реплику «Ну вот ваш любимый телеканал «Дождь» тоже многое замалчивает в новостях, и ничего. Почему им можно?». Серьезно, все ваши собеседники будут уводить разговор к обсуждению Optimistic Channel. Подготовьтесь к этому неизбежному повороту.

Об упущенном

Если не считать проекта о Егоре Летове, то грущу я только об одном. Мне стоило записать на диктофон каждую лекцию каждого человека, связанного с телевидением. Люди приходили самые разные, среди них были шеф-редактор программ с Артемом Шейниным Наталья Стельмак, Вадим Такменёв, критик Ирина Петровская, глава дирекции креативного планирования «Первого канала» Елена Афанасьева, легендарная Светлана Сорокина, один из руководителей нашей магистратуры Александр Архангельский и кастинг-продюсер Ольга Стеблева. Они говорили много всего важного, интересного, полезного, неприятного и удивительного.

Мысль о том, что сказанное ими нужно фиксировать, пришла в голову слишком поздно, в конце второго семестра. А мог бы получиться потрясающий (и ужасающий) срез нынешнего состояния российского телевидения. Я бы просто вытащил из каждой лекции несколько крутых цитат и собрал бы из них статью. Надеюсь, кто-то из следующего поколения магистрантов додумается сделать это.

Поторопись!

Тем, кто поступает в нашу магистратуру или переходит на второй курс, я дам совет. Ни за что на свете не выбирайте научно-исследовательскую тему для выпускной работы. Делайте проект. Он потребует 80 000 знаков максимум в качестве теоретической записки, остальное — ваше творчество. Снимите что-нибудь для YouTube или сайт какой соберите, и достаточно.

Непонятая шутка из моего Telegram-канала на 34-й день до дедлайна сдачи ВКР
Непонятая шутка из моего Telegram-канала на 34-й день до дедлайна сдачи ВКР
Непонятая шутка из моего Telegram-канала на 34-й день до дедлайна сдачи ВКР

А исследовательская работа — это 140 000 знаков и гарантированный нервный срыв. Большинство тех, кто писал такие ВКР, страдали. Мы доделывали все в последний момент, ссорились с научными руководителями, слушали уничижительные отзывы и рецензии, получали низкие оценки и сидели на полу своих кухонь в отчаянии. И главное — это никому не нужно. Сделайте хороший проект, и вы сможете добавить его в портфолио или вообще продать. Типичная исследовательская ВКР просто улетает в архив и забывается навсегда.

37 дней до дедлайна
37 дней до дедлайна
37 дней до дедлайна

Единственное, что не давало мне пасть духом окончательно, — мой канал в Telegram. На протяжении полутора месяцев я отсчитывал там количество дней до дедлайна магистерской работы. Каждое утро я напоминал своим одногруппникам-подписчикам, что у них всё очень плохо. Как и многие из них, я залил свой диплом в электронную систему минут за 15 до истечения крайнего срока.

Чё, как поучились?

Я ни капли не жалею, что воспользовался шансом поступить без экзаменов и отучился эти два года на Хитре. Было здорово вернуться в академию после нескольких лет в офисах.

Мем «а ты точно продюсер?» — это про меня. Стал ли я продюсером за это время? Думаю, пока нет. Но я получил кучу новых знаний по драматургии, по монтажу, по сторителлингу, по работе с идеями. Ещё у меня появились новые друзья, а это дорого стоит. Чем старше становишься, тем сложнее их находить.

Пока я учился, меня раз сто спросили, кем я вижу себя в будущем и чем планирую заниматься. Каждый раз я выдумывал что-нибудь новенькое, потому что ясного плана у меня не было.

А пока люди задавали мне эти вопросы, я погружался в Город: писал для Strelka Mag, готовил эссе и доклады про районную идентичность и историю Беляева, ездил в Воронеж на урбанистический форум, выдумывал архитектурные медиапроекты, до которых еще дойдут руки. Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу.

В конце концов, я просто осуществил давнюю мечту и стал выпускником Высшей школы экономики! Здорово, правда?

Non scholae, sed vitae discimus

Я хочу сказать спасибо Соне Урманчеевой и Валерии Головкиной, которым я изрядно потрепал нервы за время учёбы, а также моей терпеливой научной руководительнице Ольге Стеблевой. Ещё я очень благодарен людям, которые заказывали мне статьи, нанимали меня и платили деньги на протяжении этих двух лет: Соне Эльтерман и всему Strelka Mag, Саше Кононенко, Анне Новиковой, Косте Рябцеву. Благодаря вам студент был сыт.