Профессионалы против самородков

30.05.2017

Как “Дружко-шоу” уничтожает миф видеоблогинга

Общественность уже месяц недовольно сопит по поводу “Дружко-шоу”, подозревая его в связях с неоднозначным Lifenews. Говорят, что студия, в которой снимают “Дружко”, самая дорогая в России. А еще говорят, что очень скоро человек-мем аккумулирует все смешнявки и смешарики Рунета, ну а потом, конечно же, начнет поливать помоями Алексея Навального.

А что не так? Неужели правильнее за мелкий прайс вкладывать провластный контент в уста поп-звезд третьего эшелона, оказавшихся на обочине жизни?

Буквально 24 мая выяснилось, что “Дружко” действительно сделало рекламное агентство Арама Габрелянова “Изюм”. Кто бы сомневался!

Но это ведь действительно очень хорошее шоу. Гораздо смешнее Хованского, Соболева, Ларина, Бэдкамедиана, Камикадзе Ди и прочих самородков YouTube, на которых попросту скучно смотреть.

Порнография успеха

Нам очень упорно подавали интернет, социальные сети и видеоблоги как места, где парень с улицы может стать властителем дум, знаменитостью, великим человеком. Видеоблоги стали эссенцией этого культурного мифа, хотя бы потому, что они с самого начала подразумевали максимально простой и прозрачный способ монетизации.

Так, заводя дневник в “ЖЖ”, человек не собирался становится “тысячником” и зарабатывать деньги на заказных постах. На них и нельзя было много заработать — ну так бывает, покряхтишь, потерзаешься совестью, разместишь рекламу какого-нибудь магазина продуктов с доставкой на дом, получишь свою тысячу рублей и тысячу расфрендов. А вообще люди просто хотели общаться, демонстрировать себя миру, заводить какие-то связи, чтобы что-то такое вокруг них начинало складываться. Подобное может сделать тебя более известным, но вот успешным и богатым — очень опосредованно, косвенно, в крайне отдаленной перспективе.

А видеоблоги — это не форма жизни, это форма бизнеса. Люди бесконечно обсуждают аудиторию, лайки, трафик, рекламу и прочий “хайп”. Они сидят перед своими зрителями, небрежно закинув ногу на ногу, и просто без обиняков говорят: “Да, знаете, вы — еда”. Это даже не специальный прием, это обычная порнография.

Все-таки в голливудских фильмах и рейтинговых телепередачах герои не обсуждают с причмокиванием рост трафика, стоимость минуты рекламного времени и личные финансовые цели на ближайший год.

А в YouTube именно так. Тебе говорят: “Приходи, раскручивайся и зарабатывай много денег”. И люди приходят, раскручиваются, при этом неустанно всем напоминая, что здесь и сейчас они именно “раскручиваются”, а не занимаются каким-то там “творчеством”.

Бывает “потребление напоказ”, а здесь “зарабатывание напоказ”: просмотр — рубль, еще просмотр — еще рубль. Это же подрыв всех базовых механизмов функционирования культурного поля, в соответствии с которыми всем надо обязательно притворяться, что они художники, поэты, журналисты, да хоть бы блогеры — в общем, люди, которым важно что-то сказать. Видеоблогеры прямо говорят: мы здесь зарабатываем деньги, мы вас едим.

Ну так у профессиональных едоков это получается лучше. Никто ведь не запретит журналисту или шоумену залезть к детям в песочницу, разрушить все сооружения, отнять совок и построить свою Вавилонскую башню. Ну в самом деле, кого мы смотрим на YouTube?

Мы смотрим Дудя. Смотрим какого-нибудь Стаса Давыдова, то есть людей, которые изначально занимались чем-то подобным за деньги, уже были известными и коммерчески успешными, а на YouTube пришли, когда стало модно изображать DIY. Мы смотрим такие вещи, в которых есть форма, навык, ну и какие-то базовые составляющие, например обаяние и актерская харизма. Никому в сущности не интересно слушать нудное полуторачасовое рассуждение Ларина о Хованском или Биг Рашн Босса о Кате Клэп или Камикадзе Ди о Навальном. Вряд ли их аудитория будет расти.

Плазменный лик Сергея Дружко

А вот Дружко смотреть интересно. Во-первых, это остроумно сделано: человек-мем приходит в интернет и начинает превращать в мемы всех окружающих. Сюткин, к примеру, подает в суд за размещение известных картинок с использованием своего образа, а люди вроде Дружко и Димы Маликова, наоборот, угорают и берут инициативу в свои руки.

Во-вторых, Дружко сам по себе очень смешной, и шутки ему пишут просто отличные. Конечно, заставить 50-летнего человека изъясняться на молодежном сленге — это не новый прием. Такое было еще в “Ералаше”. Но у Дружко получается как-то уж очень здорово.

В-третьих, идея со спойлерами — это вообще гениально. Хочется пересматривать бесконечно.

***

В последние несколько лет много говорят о смерти поп-культуры. Музыка и кино перестали быть значимыми факторами общественной жизни. Большие культурные мифы уходят в прошлое, и люди сами развлекают себя в интернете шутками и смешными картинками. На смену Мадонне, Бритни Спирс, “Ленинграду” пришли стримы Карины и нарезки с Дружко. Теперь никому не интересно смотреть новый блокбастер с Вином Дизелем, гораздо интереснее посмотреть, как Ивангай ест лимон.

Но все эти масштабные “тектонические” сдвиги, похоже, не отменяют простого факта: талантливых людей меньше, чем неталантливых, профессионализм дает существенное преимущество, ну и прочее в таком роде. Если у кого-то хорошо получалось играть в КВН, проводить свадьбы или делать передачи на ТВ, то и видеоблогер из него получится более интересный, чем из пользователя без соответствующего опыта.

Формы меняются, люди остаются. И в этом смысле поп-культура не умирает, а просто расслаивается, растекается мемасиками и видосиками, как киборг-убийца из второго “Терминатора”.