История самой святой статуи и храма в Тибете

В прошлом посте о Тибете мы в Лхасу не попали. Но всё же недавно я писал, как мы искали один дом в Лхасе. Дело происходило в районе рынка Баркхор, что расположен вокруг самого почитаемого храма Лхасы — храма Джоканг. В центре города большого!

Точнее сказать не храм, а храмовый комплекс, потому что занимает целый квартал. Все подходы к храму и к торговому району контролируются военными. Со всех сторон пункты досмотра. Фотографировать военных категорически нельзя, поэтому я выложу фотку Димы Шатрова, ему можно))

На торговых рядах кипит жизнь, можно купить всё что угодно. Например кордицепс — червяк траву, по-тибетски называется ярце-гумба. Мусульмане местные те еще торгаши.

Кордицепс
Кордицепс

У мусульман можно и мяса прикупить. Они главные мясники в Тибете. Тибетцы стараются не убивать сами животных, доверяют профессионалам.

Тибетцы продают в основном традиционную одежду и предметы культа. А китайцы всё остальное.

Есть пара храмов вокруг, которые тоже почитаемы. В одном в далёком прошлом провел долгое время в медитации Речунгпа ученик знаменитого поэта и йогина Миларепы.

Домики вокруг всё еще тибетские, хотя сама Лхаса уже давно стала обычным китайским мегаполисом с вкраплениями местной истории и культуры.

Но главный объект здесь конечно же храм Джоканг! Джокханг строился под руководством непальской принцессы Брикути — жены тибетского царя Сонгцена Гампо, первого царя-буддиста. Произошло это всё в середине 7-го века нашей эры.

За это время храм много раз горел и разрушался, но заботливые руки всегда его восстанавливали.

К храму стремятся все паломники-буддисты, со всего Тибета, хотя бы один раз в жизни. Медитируют возле входа практически круглосуточно.

Многие обходят храм простираниями.

Многие просто гуляют))

Кто-то устраивает фотосессии, красотки тибетские в основном))

Многие жгут благовония в специальных печах.

Но самый смак внутри, но для начала надо прорваться через толпу тибетцев на входе. Вход внутрь стоит 80 юань.

В главном большом зале стоит статуя Гуру Падмасамбхавы, который принёс буддизм в Тибет в 7-м веке. Он был родом из Уддияны, северные территории которой были в Южном Прииссыкулье. Великий буддийский мастер побывал и там, оставив на одном из камней свой отпечаток ноги (знак высокой реализации буддийского мастера). Мы на Иссык-Куле побывали недавно.

На стене в одной из галерей есть само-проявившееся изображение мастера Цонкапы, основателя школы Кадампа, из которой потом появилась школа Гелуг, к которой в свою очередь принадлежат Далай Лама и Панчен Лама. Гуру Падмасабхава принадлежит к школе Ньигма, а Кармапа к школе Карма Кагью! А вот с изображением Цонкапы вышла такая штука недавно. Выложил я это изображение на Шаттерсток, который меня зачастую удивляет. Например, недавно он попросил предоставить правообладателя на это само-проявившееся изображение! Правообладателя само-проявившегося изображения! Материалисты хреновы!)))

Повезло увидеть и сфотографировать 3D-мандалу Хеваджры.

Очень хорош внутренний дворик, всё дорого-богато))

Драконы там всякие, Снежные Львы))

На крыше установлено огромное серто. Золочёная остроконечная башенка (в данном случае целая башня!) — традиционный архитектурный элемент, венчающий буддийские здания. Обычно его устанавливают на крышах монастырей, дзонгов и королевских дворцов. Основная функция серто — сохранять и преумножать позитивную энергию места, в котором оно установлено. Причём эта энергия должна влиять не только на буддистов, но и на всё, что окружает его — людей, землю.

С крыши хороший вид на Дворец Потала — главную резиденцию Далай Ламы.

С соседних крыш вид на Поталу тоже неплох!

И на крышу Джоканга тоже))

Но вернёмся к буддийским статуям внутри храма. Их там ну очень много. Вот например тысячерукую статую Бодхиссатвы Ченрезига (Любящие Глаза) — Бодхиссатвы Сочувствия. Самая известная буддийская мантра Ом Мани Пеме Хунг его.

Но самая главная и почитаемая статуя в храме и вообще в Тибете — статуя Будды Джово.

Статуя Джово Ринпоче, запечатлевшая Шакьямуни в возрасте двенадцати лет, была сделана из сплава драгоценных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Считается, что она появилась в Капилавасту во время юности Будды. Впоследствии статуя была подарена китайскому императору царём Магадхи.

Во времена тибетского царя Сонгцена Гампо, статую перевезла в Тибет китайская принцесса Венченг, вышедшая замуж за Сонгцена. Джово Ринпоче был доставлен в Лхасу в деревянной телеге. Специально для него был задуман и построен храм Рамоче. Строительством руководила Венченг, и первоначальная форма храма была выполнена в китайском стиле (позже, в результате пожаров, храм перестраивался и приобрел вид в тибетском стиле).

Вообще говоря, со строительством Рамоче и храма Джокханга (первоначально был известен как Раса Трулнанг, "Магическое проявление Расы") был связан период раннего строительства Лхасы (первоначальное название – Раса). Сонгцен Гампо перенёс свою столицу из Чингва Такце, находившейся в Чонгье, в Расу, построив на горе Марпори дворец Потала в 637 году, и Раса Трулнанг (т.е. храм Джокханг) в 641 году. Джокханг строился под руководством другой жены царя, непальской принцессы Брикути.

Джово Ринпоче первоначально был помещён в храме Рамоче.

Храм Рамоче в Лхасе
Храм Рамоче в Лхасе

Позже, после смерти Сонгцена Гампо, когда над Тибетом нависла угроза захвата Китаем (во времена Мангсонга Мангцена, 649-676 гг.), Венченг спрятала статую в секретной комнате внутри Джокханга.

Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате Джокханга принцесса Джинченг (около 710г.). В качестве замены главной статуи из южной комнаты Джокханга в храм Рамоче была взята скульптура Будды в возрасте 8-ми лет, Джово Микьё Дордже (статую привезла в Тибет из Непала принцесса Брикути). Джово Микьё Дордже был помещён в храме Рамоче как главное изображение.

Во время правления Трисонга Децена, был период, когда вероломные бонские министры царя зарыли в землю статую Джово Ринпоче. Это было сделано, когда им не удалась попытка отправить Джово Ринпоче в Китай: триста мужчин, как гласит летопись, не смогли сдвинуть статую. В это время храм Джокханг был превращён в бойню. Позднее, с приходом к власти гонителя буддизма, царя Лангдармы, статую вновь похоронили в земле, а на заштукатуренных воротах Джокханга нарисовали монаха, распивающего вино.

Период репрессий закончился, и буддисты вновь смогли видеть своего "Драгоценного Господина".

Во времена ламы Цонгкапы на статуе появились шапка и ушные украшения (в более поздние времена их убрали). При императоре Да Минге на статую надели мантию, усыпанную жемчужинами.

Имеются сведения, записанные профессором Туччи, что статуя была частично повреждена джунгарами в 1717 году, а настоящее изображение появилось позже.
Во время китайской "Культурной Революции" статуя сохранилась без повреждений, однако в течение этого периода храм Джокханг превратили в военный барак, а в его внутреннем дворе забивали скот...

Но не будем о грустном! Лучше перескажу одну поучительную тибетскую историю про преданность.

История о Бене из Конгпо и Джово Ринпоче.

Эту народную историю о тибетце Бене рассказал в своей "Книге жизни и практики умирания" Согьял Ринпоче. Вот этот рассказ:

"Он был очень простым человеком с огромной верой, который пришёл из Конгпо, провинции на юго-востоке Тибета. Он много слышал о Джово Ринпоче, "Драгоценном Господине", прекрасной статуе, изображающей Будду как 12-летнего принца, которая стоит в центральном соборе Лхасы. Сказано, что она была сделана ещё при жизни Будды и является самой священной статуей во всём Тибете. Бен не мог понять, будда это или человек, и он решил пойти и посетить Джово Ринпоче, чтобы самому убедиться, о чём все эти разговоры. Он обул башмаки и шёл неделю за неделей до Лхасы в Центральном Тибете.

Когда он пришёл туда, он был голоден, и, войдя в собор, увидел эту великую