Я меняю банк

21 April

Издатель екатеринбургского журнала It’s My City Дмитрий Колезев в конце 2019 года месяц пользовался банковской картой Tinkoff Black, а потом рассказал о впечатлениях. Эксперимент завершился совсем не так, как ожидал Дмитрий. Дальше его рассказ.

Ладно, давайте честно: еще одна банковская карта мне не то, чтобы сильно нужна. У меня есть карты трех разных банков, две личные и одна корпоративная. В основном они меня устраивают. Да, про «Тинькофф банк» я слышал хорошие отзывы от друзей (например, совладелец It’s My City Дмитрий Сидоров давно им пользуется). Но вообще, главная причина завести карту Tinkoff Black — вот этот самый текст. И еще желание разобраться, как работают все эти кэшбэки и спецпредложения, потому что мои старые карты таким не балуют.

Тимур шмыгает, а я завожу карту

Понедельник, я только что вернулся с обеда. Заполнить анкету на сайте «Тинькофф банка» занимает ровно три минуты. Спустя 15 минут в ящик падает письмо: «Ваша дебетовая карта готова». Идти куда-то и забирать ее не нужно, карту обещают доставить в любое место в удобное мне время. В письме есть кнопка «Назначить встречу»; ближайшее подходящее мне время — обед среды. Я ввожу адрес и комментарии для курьера, сайт банка предлагает добавить встречу в Google-календарь. Удобно.

В среду утром приходит SMS-напоминание, что сегодня придет курьер Тимур. За двадцать минут до назначенного времени Тимур звонит сам — как я и просил. Еще через четверть часа он в нашем офисе: молодой, сосредоточенный, шмыгающий носом (на улице резко похолодало) и извиняющийся за это.

Тимур приносит запечатанный желтый конверт и просит меня сфотографироваться с ним («Это нужно, чтобы было видно, что конверт запечатан», — объясняет он). Потом я открываю конверт, внутри которого документы, небольшой подарок от банка — серый держатель для карт — и сама черная карточка Tinkoff Black. Выглядит она необычно: на лицевой стороне только имя, на задней — все основные данные. Тиснения на карте нет, обычная печать. С одной стороны, выглядит простовато, с другой стороны — когда я вообще достаю физически карту из кошелька? Все карты давно привязаны к телефону, им и плачу, и наличные в банкоматах снимаю так же.

По просьбе Тимура я устанавливаю приложение «Тинькофф». Интерфейс супер-удобный. Когда я заполнял анкету, я сразу попросил открыть два счета — в рублях и долларах. Карту можно переключать между ними буквально одним движением. Тимур показывает, что еще удобного есть в приложении. Кнопка «Новый продукт» открывает краткий список всех предложений банка, которые можно оформить прямо в мобильном приложении: счет в любой валюте (вплоть до вьетнамских донгов и норвежских крон), новые карты, страховки, кредиты, вклады, брокерские счета. Можно добавить карту другого банка и пополнять с нее карту Tinkoff Black, не вводя реквизиты.

Есть, читать и ездить на такси

Одно из главных преимуществ Tinkoff Black — повышенный кэшбэк до 15% на отдельные категории трат и супер-повышенный (до 33%) у конкретных партнеров. Как это работает? Захожу в мобильном приложении в раздел «Бонусы» и выбираю три категории повышенного кэшбэка, который будет действовать до конца месяца (потом категории можно будет поменять). Я выбираю книги, рестораны и транспорт. Последний включает паркинги и общественный транспорт.

Тимур справился с насморком и коротко рассказывает про условия тарифа: обслуживание карты будет стоить 99 рублей в месяц, но если на счете есть 30 тысяч рублей или открыт вклад, то бесплатно. На остаток по счету до 300 000 рублей начисляется 4% годовых — это сопоставимо со вкладом. На карты других банков можно отправлять до 20 тысяч рублей в месяц без комиссии (мне этого вполне хватит для мелких бытовых платежей репетиторам, тренерам и официантам на чай). Снимать деньги можно как в банкоматах «Тинькофф», так и в банкоматах любых банков (больше 3000 рублей — без комиссии). СМС-уведомления стоят 59 рублей в месяц. Прошу сразу отключить их, мне достаточно пуш-уведомлений.

Перевожу себе 20 тысяч рублей с карты ИП на карту Tinkoff Black. Попробуем.

Что там для екатеринбуржцев?

«Тинькофф» позиционирует себя как «лайфстайл-банк». Что это значит? Уже на главном экране приложения вам в формате сториз предлагают почитать про свежие сериалы, фильмы и книги, посмотреть советы для туристов, выбрать билеты или отели. И сразу же перейти на сайт партнера, чтобы купить товар или услугу (обычно с партнерской скидкой).

Но главное — это супер-повышенный кэшбэк (то есть фактически скидка) от избранных партнеров.

Естественно, в каждом городе свой список предложений. Вот что я нашел в Екатеринбурге в первый же день:
— 15% на билеты во всех кинотеатрах;
— 10-15% в шести ресторанах. Из того, что мне показалось интересным, — Monk, «Дубровин», Dieci 10 и винный бар Karma.
— 15% на билеты на концерты. Например, Scorpions, Би-2, Егор Крид, Мгзавреби.
— 15% на билеты в театры.
— 5% на авиабилеты, купленные через сервис «Тинькофф.Трэвел»
— До 10% на отели (не только в Екатеринбурге, конечно).

Сразу после того, как на счет падают первые деньги, приложение «Тинькофф» активирует список спецпредложений. Их было всего 160 штук, все перечислять не буду. Есть, например, такие: 25% на первую покупку в «Яндекс.Еда», 15% на первую покупку в «Золотом яблоке», 10% на все покупки в «Читай-городе» и т. д. Спецпредложения можно отсортировать в том числе по торговым центрам. Приезжаешь в «Гринвич» и смотришь, какие предложения действуют в нем.

Как я перешел на «фастфуд»

Как я уже сказал, я выбрал повышенный кэшбэк для ресторанов. «Тинькофф» оговаривает, что он не действует на фастфуд, но это меня полностью устраивает: фастфудом-то я не питаюсь! Я за ЗОЖ. Однако на деле выясняется, что в категорию «фастфуд» могут попасть многие заведения, которые мы туда обычно интуитивно не относим. Например, первым делом я расплатился в ресторане «ЧаЩа» и надеялся получить первый повышенный кэшбэк. Но не тут-то было! В электронном чеке было написано, что «ЧаЩа» — это «фастфуд». И кафе здорового питания ClearBarn тоже оказалось «фастфудом», то есть повышенный кэшбэк в этих заведениях не работал.

«Кругом обман», — возмутился я и написал вопрос в чат поддержки, который есть в приложении. Выяснилось, что банк получает информацию о категории заведения с POS-терминала, который используется при расчете картой. И выбирают эту категорию владельцы заведения. То есть кто-то записал себя «фастфудом», а кто-то «рестораном». Если вам критично, будет у вас кэшбэк 1% или 5% от счета, то лучше поинтересоваться у ресторана заранее, какая категория у них проставлена в POS-терминале. (Или в банке подсказали другой способ: завести бесплатную дополнительную карту, поставить в ней лимит в 1 рубль и сначала расплачиваться ей — придет отказ из-за нехватки средств, но в push-уведомлении или sms-ке будет написана категория транзакции).

Plov Project, средний чек в котором явно ниже «ЧаЩи», оказался «рестораном», бар «Ирландский дворик» — тоже. «Гастроли», понятно, — «ресторан», но и кофейня «МКС» оказалась им же. К концу месяца я запомнил, какие заведения относятся к «ресторанам», а какие к «фастфуду». Кстати, если сложить кэшбэк с собственной системой лояльности ресторанов, то получится, что кое-где вы экономите 10-20%.

Я попробовал и спецпредложения у отдельных компаний. Например, за первый заказ по карте Tinkoff Black в «Яндекс.Еде» мне начислили 25% кэшбэка — 413,75 рублей из 1655 рублей (сет роллов в «Тануки»). В приложении сразу видно, какой кэшбэк начислен.

Еще Tinkoff Black дает 10-процентный кэшбэк на Booking.com. В ноябре я как раз бронировал номер в «Золотом пляже» на озере Тургояк и потратил на это 14,5 тысяч рублей. Но сделал это с другой карты и уже потом понял, что надо было использовать Tinkoff — получил бы 1400 рублей кэшбэка. Эх.

Я хочу поговорить об этом

Пытаясь во всем этом разобраться, я периодически доставал консультантов в чате разными вопросами. И могу сказать, что это пока лучший чат поддержки для клиентов-физлиц, который мне приходилось встречать.

Отвечают почти моментально, всегда быстро дают ответ и реально помогают. Как я понял, сейчас «Тинькофф» тестирует чат-бота, который иногда допускает курьезные ошибки, но если ваш вопрос выходит за пределы компетенции чат-бота, вас моментально перенаправляют к живому человеку. За поддержку «Тинькофф» можно поставить твердую пятерку. Я могу сравнить с другими банками, мало где это работает так классно.

Верните мои деньги!

Я регулярно оплачиваю с карты различные мелкие услуги: тренера, репетитора, возвращаю мелкие долги знакомым. Наверняка вы делаете так же. Специально для этого где-то год назад я завел карту государственного банка, потому что Сбер есть почти у всех, и так проще всего переводить деньги по номеру телефона. Кайф Tinkoff Black в том, что он умеет переводить деньги на карты Сбера точно так же по номеру, без смс-ки с кодом и без комиссии (до 20 тысяч в месяц). Пару раз заплатив подобным образом, я понял, что теоретически от карты Сбербанка теперь вообще могу отказаться.

Один раз у меня возникла неприятная ситуация. Я должен был перевести знакомой сравнительно крупную сумму, 10 тысяч рублей. Раньше я делал это с карты Сбербанка, а тут решил воспользоваться Тинькофф. И не заметил, что платеж ушел не на карту Сбербанка, а на карту Тинькофф моей знакомой. Которой та, как выяснилось, уже не пользуется.

Я выругал себя за невнимательность и предположил, что теперь придется несколько дней ждать возврата денег. Написал вопрос в тот же чат поддержки: можно ли что-то сделать? Оказалось — да. Банк тут же связался с моей знакомой, уточнил у нее, действительно ли нужно отменить перевод, она подтвердила — и деньги вернулись мне на счет. Причем в банке обещали сделать это в течение суток, а на самом деле справились за 15 минут. Никуда звонить не пришлось, все через приложение.

Не все так гладко

Когда я уже почти влюбился в Тинькофф и освоился с возможностями, банк немного расстроил меня, прислав мне письмо об изменении процента, который начисляется на остаток. При регистрации карты он составлял 6%, а стал 5%. Я понимаю, почему банк это сделал — ЦБ понизил базовую ставку, так что все банки снизили и ставки по вкладам, и по депозитам. Вероятно, действуя в условиях рынка, Тинькофф не мог поступить иначе. Но все равно это было как-то неожиданно. Впрочем, я не собирался хранить на счете крупные суммы, так что разница между 6% и 5% в год для меня не существенна. В моем старом банке процент на остаток по счету вообще не начисляется.

Интернет-банк на максималках

В приложении Тинькофф еще много опций, которыми я за месяц просто не успел воспользоваться. Можно заказывать любые справки, сканировать и оплачивать квитанции, самому включать и выключать возможность покупок через интернет. Не уверен, что все это так уж мне необходимо, но сама по себе богатая начинка приложения дает ощущение, что у тебя в смартфоне самый передовой банковский продукт.

Кажется, я меняю банк

За месяц я потратил с карты Tinkoff Black около 19,5 тысяч рублей и получил 767 рублей рублей кэшбэка, то есть порядка 4%. Я не из тех людей, кто специально гоняется за скидками, так что месяц использования карты и поиска спецпредложений стал для меня новым опытом. Допускаю, что для кого-то это может быть довольно увлекательной игрой: ловить новые предложения, пользоваться партнерскими бонусами, откладывать несрочные крупные покупки до хороших акций в приложении Тинькофф. Я не особо консюмерист, поэтому для меня важнее было удобство приложения, скорость работы команды поддержки и качество коммуникации, которую Тинькофф строит со своими клиентами.

Если честно, когда курьер Тимур пришел ко мне со своим насморком и новой картой Tinkoff Black, я думал, что попользуюсь ей месяц, напишу этот текст, чтобы It’s My City получил деньги за рекламу, а потом закрою карту. Но вот месяц закончился. Я закинул на счет еще 50 тысяч рублей и подумываю сделать Tinkoff Black основной картой для повседневных трат.

Не буду призывать вас немедленно сделать так же, но если вы захотите узнать больше и попробовать, то по этой ссылке банк дарит всем читателям три месяца бесплатного обслуживания.