Любовь, революция, ведьмы: «Печальная Беладонна» (1973)

"Печальная Беладонна", 1973
"Печальная Беладонна", 1973

С запозданием из Японии пришла новость: 9 сентября не стало режиссера Эйити Ямамото — ему было 80 лет — режиссера таких аниме, как «Астробой: Герой космоса» (1964), «Клеопатра, королева секса» (1970) и культовой «Печальной Беладонны» (1973). Четыре года назад писал про него для рубрики «Фильм на выходные», есть печальный повод вспомнить эту неординарную и провокативную работу.

Эйити Ямамото
Эйити Ямамото

Средневековая Франция. Крестьянин Жан хочет жениться на прекрасной селянке Жанне, но местный барон заявляет, что налог на венчание вырос — мало одной коровы, надо десять, а раз условия невыполнимы — первую брачную ночь с Жанной проведет он. Унижение красавицы продолжает расстроенный жених: к изнасилованию августейшей особой (а, возможно, и его свитой) добавляется попытка удушения. В ту же ночь на мольбы оскорбленной невинности является дьявол, напоминающий маленький пенис и стремящийся заполучить душу Жанны. Обращение к темным силам выльется в карьерный скачок Жана, рост влияния Жанны, войну, чуму и сексуальную революцию.

"Печальная Беладонна", 1973
"Печальная Беладонна", 1973

Основанное на трудах французского историка Жуля Мишле, писавшегося в XIX веке, в частности, про сатанизм и ведьм, «Печальная беладонна» — как минимум занятный пример взгляда со стороны на расхожий для европейской культуры сюжет про колдовство. Аниме Эйити Ямамото вобрало в себя как откровенность графики Обри Бердслея, так и красочный, сюрреалистический нерв хипповских 1960-х. В Жанне угадывается Брижит Бардо, а выдающийся саундтрек Масахико Сато напоминает одновременно чувственные баллады Сержа Генсбура и нео-языческие, полные сексуальных намеков песни из «Плетенного человека» (1973).

"Печальная Беладонна", 1973
"Печальная Беладонна", 1973

Об укорененности «Беладонны» в изобразительном искусстве напоминает статичность кадров — аниме Ямамоты, по сути, радио-спектакль с сочными иллюстрациями, — однако избранные сцены (в основном, сексуального характера) все-таки показаны в динамике. Если не искать простых объяснений (например, финансовых), то это противопоставление хорошо иллюстрирует, как изменялось отношение к сексуальности: от лицемерной добродетели (позволявшей себе изнасилования) до свободной любви.

"Печальная Беладонна", 1973
"Печальная Беладонна", 1973

Заканчивается «Печальная Беладонна» и вовсе картиной Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», рифмуя ведьм и участвовавших в Великой французской революции парижанок, прозванных «добрые патриотки». Любовь, может, и холоднее смерти, но скрытый в ней свободолюбивый импульс способен разрушить не только Бастилию.

Подписывайтесь на канал | Слушайте подкаст | Подробнее о «Тинтине»