Телеграм-канал «Тинтина вечно заносит в склепы»
Выживач в рамках реалити-шоу, который перерастает в якобы трушный сурвайвл
Посмотрел зачем-то первые две серии «Игры на выживание» Карена Оганесяна. Пока ощущение, что это анти-«Чики», хотя сравнение из натянутых и шуточных («Чик» снял, напомню, Эдуард Оганесян). На однофамильцах параллели не заканчиваются, но чисто формальные.
«Игра» — выживач в рамках реалити-шоу, который перерастает в якобы трушный сурвайвл; в «Чиках» сурвайвл вполне бытовой, стихийный, наждачка «каждый день». «Чики» палят солнцем юга; «Игра» грозит южному централу, попивая воду из ручья где-то в Сибири. Оба сериала немного в жанре «еду по России, не доеду до конца», но «Чики» пытаются подладить телевизионную линзу под Кабардино-Балкарию и отечественную эклектику шиномонтажек и сжатых от душевности кулаков, а «Игра» заливает первозданную природу дежурными ракурсами, которые не работают ни как стилизация под реалити-выхолощенность, ни как жанровый видеоряд (что неудивительно: реалити-шоу показывают места, где мы не будем никогда; хоррор — места, где мы бы не хотели быть, которые только и ждут, чтобы потянуться елями к расслабленным городским задницам).
При этом номинально сюжет интригует, но как сериальный аналог «Что было дальше?»: вроде бы интересно, но все гэги/твисты настолько неказистые, что остается только хейтвочить от жажды увидеть, как этот шалаш околесицы будут концептуально мотивировать («Колл-центр», кстати, почти выехал на своем мета-комментарии). Все 16 персонажей — невыразительные и одновременно штампованные (двое — автокарикатуры Чадова и Бортич); никого не жалко. И еще немного античиковости: героини прописаны слабее героев и показаны мерзее/страннее (ни в одном «Последнем герое» вы не увидите модель, которая едет в надежде, что за нее все сделают мужики, или предпринимательницу, которая будет натупую сталкивать соперника в лужу грязи; хотя и модели, и предпринимательницы там бывали). Жанр «все люди — звери», мне кажется, не позволяет так лениво показывать стадию «люди», чтобы потом радостно сталкивать героев на ступень «звери», даже если это якобы предполагается.
Так перке же весь сыр-бор — не ради же рекордного миллиона евро. Слишком шатаются правила игры (там в начале хотят выгнать двух героинь, а потом — бац! — и не выгоняют, ПОТОМУ ЧТО). Слишком хаотично происходит то, что, видимо, должно происходить (от идиотской сцены изнасилования до абсолютно нелепого эпизода, в котором два голых мужика дерутся посреди таежной избы). Слишком, кажется, всем плевать на жанр, выбранную условность, собранных на полянке героев.
Судя по каверу на «Широка страна моя родная», который тревожащим шепотом начитывают на титрах, и упоминанию древнейших племен, эха СССР и прочим пока мелким черточкам, сурвайвл здесь — в истории России, точнее — самой почвы, на которую нарастала отечественная цивилизация: от славян с их ритуалами до СССР с ГЭС в труднодоступных местах и паразитического современного шоубиза.
Есть большие сомнения, что «Игре на выживание» удастся как-то поженить все эти временные пласты и необъятную географию участников (от Москвы до Якутии). Если характеры выпилены из трухлявого пня, то почему глобальный нарратив должен отличаться изяществом? Хотя затея, возможно, амбициозная.