Три толстяка. Как Сбер, Яндекс и Mail.ru выращивают экосистемы

Три толстяка. Как Сбер, Яндекс и Mail.ru выращивают экосистемы

В российской экономике прорастают экосистемы. Сбер, Яндекс и Mail.ru Group делают первые, но уверенные шаги, по выстраиванию бизнес-вертикалей. Они притираются друг к другу, сходятся и расходятся, заключают тактические союзы, а стратегически, естественно, стремятся к доминированию. Государство, в свою очередь, смотрит на них с восхищением и неподдельной тревогой: по признанию самих властей, регулировать деятельность экосистем они пока не умеют.

Вселенная сервисов

В июне 2020 года российский финансово-технологический рынок перешел на новую стадию развития. Сбербанк и Яндекс развелись: 23-го числа компании официально объявили о разделении совместных активов.

Сбербанк выкупил 25%-ю долю в Яндекс.Деньгах за 2,4 млрд рублей, став единственным владельцем сервиса. Яндекс потратил 42 млрд рублей на приобретение 45% Яндекс.Маркета, принадлежавших Сбербанку. Напомним, в 2018 году президент банка Герман Греф говорил , что хочет построить на базе «Маркета» российский Amazon.

Развод занял всего месяц, уже 23 июля компании закрыли сделку . Тогда стало очевидно, что в России появятся как минимум две очень мощные конкурирующие экосистемы — бизнес-вертикали, объединенные в бесшовную для пользователя среду.

В России появятся как минимум две очень мощные конкурирующие экосистемы — бизнес-вертикали, объединенные в бесшовную для пользователя среду

Важные для рынка события происходили и осенью. Так, 24 сентября Сбербанк объявил о ребрендинге. От названия корпорации отрезали слово «банк», а ее новым логотипом стала галочка в круге. В самой компании сообщили, что отныне Сбер — это «бренд вселенной сервисов». Внедрение нового бренда обойдется Сберу в 2,5 млрд рублей .

Три толстяка. Как Сбер, Яндекс и Mail.ru выращивают экосистемы

Без банка в ядре

Буквально за пару дней до рождения Сбера группа «Тинькофф» подтвердила возможную сделку с Яндексом. Как ожидалось, российский IT-гигант приобретет банк за 5,48 млрд долларов США.

По оценке Олега Тинькова, капитализация объединенной компании могла бы сразу превысить 20 млрд долларов США (для сравнения: капитализация Сбера на 1 февраля 2021 года — 78 млрд долларов США), а слияние позволило бы создать Яндексу полноценную экосистему с банком в ядре.

Но сделка сорвалась. Тиньков пояснил, что переговоры стартовали с позиции объединения, поиска синергии и быстрого роста клиентской базы. В итоге, посетовал бизнесмен, они вылились в простую продажу, «со всеми вытекающими негативными последствиями для нас».

Слияние позволило бы создать Яндексу полноценную экосистему с банком в ядре

«У меня есть план: а давайте МЫ, а не они купим этот гавно-Яндекс! Я не верю в эту забюрокраченную компанию», — написал он (орфография и пунктуация автора сохранены), не стесняясь в выражениях, в письме сотрудникам.

Впоследствии миллиардер извинился за грубость, но подчеркнул, что письмо было частью внутренней коммуникации, которую «паршивая овца слила». Так или иначе, но экосистема Яндекса осталась без банка.

Бургеры и колеса

Слухи о разводе Сбера и Яндекса появились еще в середине 2019-го. До официального объявления о разделении активов Сбер налаживал отношения с Mail.ru Group (MRG).

Компании создали совместное предприятие в сфере цифровых технологий на рынке продуктов питания и транспорта. В него вложили 64,6 млрд рублей. От MRG в совместное предприятие вошел сервис доставки еды Delivery Club и сервис заказа такси «Ситимобил», от Сбера — платформа для общепита SberFood, каршеринг YouDrive, сервис доставки товаров из супермаркетов «СберМаркет».

После того, как Сбер и Яндекс разошлись, в совместное предприятие влили еще 12 млрд рублей, и оно обзавелось дополнительными сервисами, в частности, навигационным (2ГИС) и экспресс-доставкой продуктов («Самокат»). А Олег Тиньков отметил , что на месте Сбера купил бы MRG целиком, так как не верит в совместные предприятия и партнерства. Они, по его мнению, плохо работают.

Три толстяка. Как Сбер, Яндекс и Mail.ru выращивают экосистемы

Несостоявшийся развод

В ноябре 2020 года Financial Times со ссылкой на осведомленные источники написала об еще одном крупном разводе на российском рынке — на этот раз Сбера и MRG. По словам собеседников издания, у компаний возник ряд разногласий относительно будущего совместного предприятия.

Стороны не решили, на какой базе будет развиваться общая платформа — на финансовой системе Сбера или на социальной сети «ВКонтакте». Компании, по информации FT, пока не решили, как именно делить активы. Кроме того, в Telegram-канале Brief@незыгарь появилось сообщение о том, что Сбер может выкупить 100% совместного предприятия с MRG.

Компании, по информации FT, пока не решили, как именно делить активы

Представитель Mail.ru, в свою очередь, назвал новость о возможном выкупе «бредом, чушью и чьими-то больными фантазиями». В Сбере подчеркнули , что взаимопонимание между компаниями по совместному предприятию находится на кардинально высоком уровне в отличии от завершенного партнерства с Яндексом.

Фигуры расставлены

Яндекс тоже не терял времени даром. В августе 2020 года, через полтора месяца после громкого развода, пока Сбер расширял совместное предприятие с MRG, компания Аркадия Воложа подала заявки на регистрацию 17 торговых марок в банковской, страховой и инвестиционных сферах. Например, «ЯБанк», «ЯВклад», «ЯБрокер». Кроме того, IT-корпорация запустила суперапп Яндекс Go. Приложение включило в себя сервис по вызову такси, каршеринг, курьерскую службу, доставку из ресторанов и магазинов.

Таким образом, в России к I кварталу 2021 года взаимодействуют три крупных игрока. При появившейся возможности они вступают в партнерство, при необходимости — конкурируют. Вокруг трех узловых компаний уже выстраивается сеть, способная охватить услугами все потребительские сегменты экономики.

СБЕР

Герман Греф: «Знайте: ваша проблема — это наша возможность. Если мы видим, что у вас появилась какая-то проблема, то мы уже придумываем, как ее решить», «Мы хотим быть экосистемой, которая оказывает набор самых важных для наших клиентов услуг. Я также не думаю, что мы будем единственной экосистемой»

Бренды экосистемы: goods.ru, Работа.ру, Delivery Club, Okko, СберЗдоровье, Vision Labs, «Центр речевых технологий», «Ситимобил», СберЛогистика, SberCloud, «ДомКлик», «Объединенное кредитное бюро», ЮMoney, «Самокат», YouDrive, 2ГИС и проч.

В фокусе: технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, суперкомпьютеры («Кристофари»), облачные сервисы

ЯНДЕКС

Аркадий Волож: «Вообще все разговоры про количество экосистем или то, какие технологии будут или не будут существовать через 10 лет, абсолютно абстрактны. Суть ситуации заключается в том, что ничего непонятно. По-хорошему ничего не понятно»

Бренды экосистемы: Яндекс Go, Яндекс.Маркет, «КиноПоиск», Яндекс.Лавка, Яндекс.Еда, Яндекс.Про, Яндекс.Ровер, Яндекс.Кью и проч.

В фокусе: беспилотные автомобили, роботы-курьеры для доставки небольших грузов

MRG

Борис Добродеев: «Линейка наших продуктов закрывает большинство потребностей человека онлайн. Мы в состоянии «провести» человека через весь его цифровой день, при этом ему не придется покидать наши продукты»

Бренды экосистемы: «Одноклассники», «ВКонтакте», VK Pay, Delivery Club, «Самокат», «Ситимобил», GeekBrains, Skillbox, «Юла», My.Games, YouDrive и проч.

В фокусе: создание и развитие экосистемы экосистем — общей инфраструктуры и продуктов, которые смогут связать разные экосистемы в одну сеть

Источники: Lenta.ru , Forbes , HBR Russia , материалы Сбера, материалы и отчет MRG, открытые данные

Три толстяка. Как Сбер, Яндекс и Mail.ru выращивают экосистемы

Все три компании стремятся к технологическому доминированию и хотят все больше участвовать в жизни потребителей. К намеченным целям они идут немного разными дорогами.

Как ожидается, Сбер закончит формирование экосистемы к 2024 году, когда истекают полномочия Грефа на посту президента компании. Бывший банк придерживается инвестиционной колеи: вкладывается в интересные новые проекты и сбрасывает неликвид. Сбер идет по направлению из офлайна в онлайн.

Яндекс, напротив, пытается вырваться из онлайна в офлайн. Можно сказать, что экосистема компании растет естественно. Яндекс экспериментирует и встраивает удачные сервисы в свой контур.

MRG, в свою очередь, нацелилась на создание крупнейшей экосистемы в России. При этом компания активно использует собственные наработки в онлайне и вступает в партнерства с другими игроками ради развития офлайн-сервисов в сегменте e-commerce или FoodTech.

Помни свои корни

Власти внимательно следят за развитием отечественных экосистем. И это понятно — крупные корпорации знают о поведении граждан чуть ли не больше, чем государство. В основном тревоги властей связаны со Сбером, ставшим не только финансовым, но и технологическим гигантом.

В начале февраля-2021 на совещании с банкирами и ЦБ РФ президент России Владимир Путин отметил , что сейчас активно создаются экосистемы, где передовые решения используются «буквально на каждом этапе работы с клиентом».

Крупные корпорации знают о поведении граждан чуть ли не больше, чем государство

По словам главы государства, в ходе этого процесса создаются не только возможности для бизнеса и граждан, но и дополнительные риски. Путин призвал Банк России и правительство с опережением настраивать регуляторную базу в цифровой сфере, а также заниматься вопросами кибербезопасности.

Ранее, в декабре 2020 года, Владимир Путин похвалил Грефа за успешное внедрение высоких технологий в работу компании, но призвал не забывать, что Сбер — это все-таки банк.

Как это регулировать?

Глава Банка России Эльвира Набиуллина год назад заявила , что за экосистемами будущее. Но они не должны строиться по закрытому принципу, когда «лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше небанковских продуктов, собирают все больше данных, а данные становятся главным конкурентным преимуществом финансового бизнеса».

Набиуллина назвала ключевой риск разрастающихся экосистем: развитие бизнеса всех остальных участников рынка будет утыкаться в их заборы, и они станут тормозом вместо того, чтобы быть локомотивом.

А главная задача для ЦБ РФ на ближайшую перспективу — научиться регулировать экосистемы, говорила председатель Банка России уже в начале 2021 года. Основные проблемы, по ее мнению, заключаются в дискриминации при доступе к экосистеме и в защите персональных данных клиентов. «Третья наша особенность: я нигде в мире не нашла, когда экосистема формируется вокруг крупного банка, это тоже для нас особый вызов», — заявила она на Гайдаровском форуме.

Я нигде в мире не нашла, когда экосистема формируется вокруг крупного банка, это тоже для нас особый вызов

Пока Банк России только готовит предложения по регулированию экосистем. Опыт США показывает, что в данном вопросе государство может реагировать достаточно жестко.

Три толстяка. Как Сбер, Яндекс и Mail.ru выращивают экосистемы

Сундара Пичаи (Google и Alphabet), Марка Цукерберга (Facebook), Тима Кука (Apple) и Джеффа Безоса (Amazon) лично допрашивали в Конгрессе. Конгрессмены обеспокоены огромным влиянием IT-корпораций и их экосистем на экономику и социальную жизнь в Соединенных Штатах. Они уверены, что бизнес-гиганты злоупотребляют своей властью.

Допрос топов — лишь малая часть большой игры, которую ведут Минюст, Федеральная торговая комиссия, прокуроры и антимонопольщики. Последние порекомендовали реструктурировать IT-корпорации и усовершенствовать законодательство о конкуренции. Вероятно, российские власти также приглядываются к американскому опыту борьбы против засилья техногигантов.

Инвестиции на перспективу

Получить возможность заработать на росте отечественных экосистем можно через покупку акций данных компаний. Одним из наиболее простых и доступных способов инвестиций в эти и другие активы является приобретение инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Так, акции Сбера, Яндекса и MRG входят в состав Открытого паевого инвестиционного фонда рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Премиум. Фонд акций». Данный фонд за 1 год на конец января 2021 года показал прирост 19,77%.

ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Премиум. Фонд акций» дает возможность пайщикам через покупку инвестиционных паев фонда осуществлять инвестирование в акции российских и иностранных компаний, ведущих бизнес на территории России и стран СНГ, в том числе и через депозитарные расписки на такие акции. Инвестиционный портфель формируется путем отклонения позиций от Индекса МосБиржи, за счет относительно небольшого числа акций, отбираемых по принципу «дешевизны». Чем больше превышение оценки ценности над ценой акции, тем в большей степени фонд превышает бенчмарк по данной позиции. Чем больше превышение цены над ценностью акции, тем больший недовес к бенчмарку берет фонд.

Акции Сбера, Яндекса и MRG входят в состав ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Премиум. Фонд акций»

Вложения в паевые инвестиционные фонды удобны для тех, кто не готов самостоятельно принимать инвестиционные решения из-за недостатка времени или опыта. Приобретая инвестиционные паи ПИФа, вы инвестируете в сбалансированный портфель, собранный профессиональными управляющими. Широкая линейка готовых стратегий инвестирования в российский и зарубежные рынки от ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) позволит подобрать финансовое решение, отвечающее именно вашим потребностям. При оформлении покупки инвестиционных паев через сайт управляющей компании минимальный порог входа составляет всего 100 рублей, без всяких надбавок.

Данные доходности представлены на 29.01.2021, если не указано иное.

Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном сообщении, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ТКБ Инвестмент Партнерс (АО) не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале.

ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ТКБ Инвестмент Партнерс – Премиум. Фонд акций» (Правила доверительного управления фондом зарегистрированы ФСФР России 28.02.2006 г. за № 0478-75408434; прирост стоимости пая на 29.01.2021: за 3 мес.: 20,65%, за 6 мес.: 14,88%, за 1 г.: 19,77%, за 3 г.: 35,74%).