Начало регулярных полётов авиалайнера "ТУ-144"/ 26.12.1975 г.

01.05.2018

26 декабря 1975 года начались первые в мире коммерческие полеты сверхзвукового пассажирского самолета "ТУ-144" по трассе "Москва — Алма-Ата".

Первый полёт Ту-144, фотография 1968 г.
Первый полёт Ту-144, фотография 1968 г.

"ТУ-144" – первый из двух (наряду с англо-французским «Конкордом») сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Конечно же, разработка этих самолетов была ещё одним соревнованием эпохи Холодной войны. В СССР на "ТУ-144" возлагали большие надежды – машина должна была соединить регионы огромной страны, а позже выйти на международные маршруты.

Создание пассажирского сверхзвукового лайнера поручили конструкторскому бюро Туполева, специалисты которого имели самый богатый опыт постройки реактивных пассажирских и боевых сверхзвуковых самолетов. В техническом задании предписывалось создать пассажирский лайнер с дальностью полета 4000-4500 км, крейсерской скоростью 2300-2700 км/ч и вместимостью 80-100 человек. Работы над этим самолетом начались в 1964 году.

Ту-144 в полёте, Рекламный плакат Аэрофлота
Ту-144 в полёте, Рекламный плакат Аэрофлота

Во время работы над самолетом конструкторам пришлось столкнуться с многочисленными трудностями: необычной аэродинамикой машины, нагревом корпуса на высоких скоростях и его деформацией. Им пришлось создавать новые материалы и системы жизнеобеспечения экипажа и пассажиров.

Ту-144 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, это произошло на 2 месяца раньше полёта «Конкорда». В следующем году самолет сумел достичь скорости звука. Летом 1970 года – в 2 раза превысил её, совершив полет со скоростью 2 150 километров в час. До сих пор это абсолютный рекорд для пассажирских самолётов! "ТУ-144" у меня вызывает ощущения какой-то нереальной красоты и фантастической мощи!

Взлёт Ту-144
Взлёт Ту-144

"ТУ-144" сочетал в себе огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полета переднее горизонтальное оперение (видно на фотографии), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350–400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолетов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.

Появление в СССР сверхзвукового пассажирского лайнера стало настоящей мировой сенсацией. В 1971 году "ТУ-144" выполнил несколько пробных рейсов между Москвой, Софией, Берлином и Парижем. С 1975 года начались регулярные пассажирские и грузовые рейсы по маршрутам «Москва — Алма-Ата».

Почтовая марка Казахстана 2002 года, посвящённая 25-летию полёта Ту-144 между Москвой и Алма-Атой
Почтовая марка Казахстана 2002 года, посвящённая 25-летию полёта Ту-144 между Москвой и Алма-Атой

Если Вас заинтересовала история этого уникального самолёта, можете посмотреть фильм «Ту-144. Устремленный в будущее»

Использованы материалы Wikipedia

�VR�M;ӻG�?:]�