Построить автозавод за 11 месяцев? Легко! / 04.03.1929г.

4 марта 1929 г. Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) издал приказ № 498, о строительстве автомобильного завода производительностью 100 тыс. машин. Место постройки выбрали в районе деревни Монастырка под Нижним Новгородом (позже г. Горький), срок строительства определили в 3 года, то есть завод должен был вступить в строй в начале 1932 года.

Для строительства с «нуля», новое производство запустилось очень быстро. Уже 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи «по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей». Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой». Для производства были выбраны легковой Ford-A и грузовой Ford-АА.
легковой Ford-A и грузовой Ford-АА
легковой Ford-A и грузовой Ford-АА

Пока около деревни Монастырка, на территории будущего Автозаводского района, возводился гигантский завод, в деревне Канавине, тоже под Нижним Новгородом открыли опытное сборочное производство грузовиков. Его строили с участием работников завода, прошедших 3-месячную практику на заводах Форда в Детройте, а также нашими молодыми инженерами и рабочими, принимавшими участие в работе. Под руководством возвратившихся из Америки работников автосборочный завод был оборудован в течение полутора месяцев по проекту, предложенному специалистами Форда. Здесь наладили крупноузловую сборку автомобилей, а затем их сборку по полному циклу. Первые 10 грузовиков Ford-AA на 1-го автосборочном заводе в Канавине были выпущены 1 февраля 1930 года. Внимание, через 11 месяцев после того, как было принято решение о строительстве автозавода!

К 30 июня завод выпустил уже 738 грузовиков. Планировалось строить по 20 машин в 7-часовой рабочий день, но завод мог в любое время превысить намеченную ежемесячную программу не менее чем на 50%, что доказано уже выпуском 25 машин в день. Это был несомненный успех, если принять во внимание, что рабочие на сборке автомобилей на 95% были чернорабочими, без какой бы то ни было квалификации.

Затем была освоена сборка легковых Ford-A. В 1931 года освоили производство трёхосных грузовиков. В том же году заводу, помимо сборки автомобилей, начали строить танкетки Т-27. Прошло меньше 2 лет, и прежние «чернорабочие», на практике освоившие тонкости производства автомобилей, пришли на только что выстроенный Горьковский автозавод, собирать грузовики... нет, уже не фордовские, советские грузовики НАЗ-АА. Те самые легендарные полуторки.

Автор Егор Кочнёв, vk.com/todaystory

Ещё истории об автомобилях:
Карл БЕНЦ: первый автомобиль с ДВС
Первый ГРУЗОВИК «ГАЗ»
Легендарная «эмка»: ГАЗ-М-1
Легендарный ГАЗ-13 «Чайка»