С. МАКАРОВ: первое БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТОРПЕД/ 14.01.1878г.

14 января 1878 года на Батумском рейде русские катера "Чесма" и "Синоп" самодвижущими минами (так тогда называли торпеды) потопили турецкий военный пароход «Интибах». Это была первая в истории успешная торпедная атака.

Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" 
турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. Художник Л.Ф. Лагорио
Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г. Художник Л.Ф. Лагорио

В середине 1870-х гг. Черноморский флот России имел в своём составе 2 броненосца береговой обороны и несколько вооруженных пароходов. А турецкий флот насчитывал 15 броненосцев и мониторов, несколько десятков вооруженных пароходов, канонерских лодок и других кораблей. Такая ситуация сложилась в результате поражения России в Крымской войне. Парижский мирный договор запрещал России иметь военный флот на Чёрном море.

Паровой катер "Сухум", парохода "Великий князь Константин"
Паровой катер "Сухум", парохода "Великий князь Константин"

Лейтенант Степан Макаров предложил воевать минными катерами. Ему удалось убедить руководство морского ведомства в том, что при отсутствии крупных боевых кораблей минные катера могут стать реальной силой, способной противостоять броненосной эскадре любого потенциального противника. Минные катера уже были известны, их использовали для обороны портов. Однако лейтенант Степан Макаров предложил использовать их наступательно. Искать врага в море и уничтожать его!

Под минные катера приспособили имеющиеся паровые шлюпки. Но как утлая лодка с ничтожным запасом угля сможет крейсировать вдали от берегов? Макаров придумал создать "катероносцы". В декабре 1876 года лейтенант Макаров принял в свое командование вооруженный пароход "Великий князь Константин" (далее – "Константин"). Идея была в том, чтобы быстро доставлять минные катера к местам дислокации вражеских кораблей. Это решило весь комплекс проблем, связанных с незначительной дальностью плавания и мореходностью паровых катеров.

"Великий князь Константин" и его миноноска "Чесма"
"Великий князь Константин" и его миноноска "Чесма"
Систему подвески, подъема и спуска катеров разработал Макаров. Чтобы не тратить время на разведение паров, Макаров придумал перед спуском заправлять паровые катерные котлы кипятком из котлов "Константина", а машины катеров прогревать паром из них же. Время на подготовку двигателей катеров сократилось с 2 часов до 15 минут.
Схематический чертеж парохода "Великий князь Константин"
Схематический чертеж парохода "Великий князь Константин"

Пароход "Константин" был переоборудован под корабль-носитель. Вдоль его бортов висели сразу 4 минных катера: "Чесма", "Синоп", "Наварин" и "Минёр". Они были вооружены буксируемыми минами и самодвижущимися минами Уайтхеда. Катара, выкрашенные в маскировочный серый цвет, стали появляться в самых разных районах Чёрного моря и атаковать турок даже в их портах.

Самодвижущаяся мина, конструкции Роберта Уайтхеда – это торпеда. Снаряд веретенообразной формы с 2 гребными винтами, которые приводились в действие сжатым воздухом и двигали мину вперед, пока не кончался воздух. Каждая торпеда несла 27 кг пироксилина.
Торпеда Р. Уайтхеда и он сам
Торпеда Р. Уайтхеда и он сам

В ночь на 14 января 1878 года лейтенант С.О. Макаров привёл "Константин" к Батумскому рейду, где стояла турецкая эскадра. В 23 часа спустили катера "Чесма" и "Синоп" под командованием лейтенантов И. Зацаренного и О. Щешинского. Объектом атаки был выбран ближайший к катерам и стоящий отдельно "двухмачтовый винтовой пароход".

Из рапорта С.О. Макарова:
Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен (примерно 55-73 м), пустили одновременно свои самодвижущиеся мины. Мина Зацаренного ударилась у грот-мачты, а мина Шешинского — немного правее. Обе взорвались одновременно. Слышен был сильный взрыв… Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа…
С.О. Макаров в бытность командиром парохода "Великий князь Константин"
С.О. Макаров в бытность командиром парохода "Великий князь Константин"

Это была первая в мировой истории успешная торпедная атака. Торпеды, впервые успешно примененные по инициативе С. Макарова, впоследствии стали грозным оружием на море, а минные катера "Чесма" и "Синоп" явились прототипами торпедных катеров.

Материальный ущерб, нанесенный турецкому флоту действиями минных катеров оказался невелик. Результат 5 рейдов: поврежден один броненосец и потоплен пароход. Моральный эффект торпедных атак был значительным и поднимал боевой дух на Черноморском флоте. Усилий 4-х маленьких катеров хватило, чтобы турецкий военный флот снизил активность и, опасаясь минных атак, стоял в портах. Турецкие торговые суда стали передвигаться только в условиях хорошей видимости и вдоль побережья.

Конечно, позволить минным катерам так обращаться с собой мог только слабо подготовленный турецкий флот. Но факт остается фактом: никогда больше русским морякам не удавалось столь малыми силами добиться столь многого. Таков был закономерный результат соединения передовой техники с передовой тактикой.

Атака «Интибаха» оказалась последней морской операцией в войне – через 5 дней стороны заключили перемирие, а ещё через месяц, 19 февраля был подписан выгодный для России Сан-Стефанский мирный договор. Так применение минных катеров повлияло на ход войны.

Использованы материалы Wikipedia

Лайки вдохновляют авторов "Ежедневника" находить и писать об интересных Вам фактах истории.

Это тоже поможет )