УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ: истребитель-бомбардировщик DH.98 «Москито»/ 25.11.1940г.

10.02.2018

Тёмной ночью 15 июня 1944 года капитан королевских BBC Англии Масгрейв совершал обычный патрульный полет над Ла-Маншем. Позади остались Британские острова, впереди, куда напряженно всматривался пилот, – побережье Франции. Оттуда в течение нескольких лет оккупации воздушные рейдеры «люфтваффе» систематически нападали на Лондон. Ковентри, Саутгемптон...

Шло время, а в ночной тьме так и не появились характерные сполохи раскаленных выхлопных газов «Юнкерсов» или «Дорнье». И вдруг... Со стороны континента стремительно неслось то, что в послеполётном донесении Масгрейв назвал «огненным шаром». Война уже научила лётчика сначала стрелять, потом – смотреть. Пилот делает боевой разворот, пологое пикирование: пунктиры 20-мм пушечных снарядов достигли странной цели. Яркая вспышка увенчала победу англичанина и... стало началом спора между классическим самолетом и провозвестником реактивной беспилотной авиации – самолетом-снарядом «Фау-1». Машиной, что выиграла этот беспрецедентный поединок, был «Москито», истребительный вариант скоростного бомбардировщика.

Осенью 1940 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль заявил:

Истребительная авиация может защитить нас, но обеспечить победу могут лишь бомбардировщики. Следовательно, мы должны развивать именно тот вид авиации, который способен уничтожить промышленность Германии и научные учреждения, от которых зависит военный потенциал противника. Это вынудит его держаться на почтительном расстоянии от нашего острова».

О выводах, которые сделало английское командование, красноречивее всего говорит «История военно-воздушных сил Великобритании во Второй мировой войне»:

До тех пор пока на вооружение не поступили бомбардировщики «Москито»‚ Харрис (командующий бомбардировочной авиацией) не рисковал проводить... дневные налёты на объекты Германии.

Машина, которой выпала честь так «скорректировать» воздушную стратегию англичан, была вовсе не «чудо-оружием», предназначенным в корне изменить ход войны. Напротив, появившись в 1939 году, «Москито» вызывал скорее недоумение инженеров и летчиков своей архаичной цельнодеревянной конструкцией. Ещё больше поражала, казалось бы, полная беззащитность самолета от истребителей противника плавность силуэта не нарушалась ни одной пулеметной турелью. И это в век цельнометаллических «летающих крепостей», ощетинившихся доброй дюжиной скорострельных стволов!

Истребитель-бомбардировщик DH.98 «Москито»
Истребитель-бомбардировщик DH.98 «Москито»

Впрочем, у специалистов фирмы «Де Хевиленд» были свои соображения по поводу зашиты «Москито» от «Мессершмиттов». Легкость конструкции, тщательная отделка поверхности крыльев, аэродинамическое совершенство очертаний машины – вот что стоило целой батареи автоматических пулеметов, ибо преимущество в скорости и маневре делало самолет практически неуязвимым. Но почему дерево? Всё просто «крылатого» металла – алюминия – был мало, очень мало! Вот почему фирма «Де Хевиленд»‚ имевшая весьма богатый опыт постройки самолетов с деревянной конструкцией главнейших частей, выбрала столь устаревший материал для своего «Москито». Внезапно минусы стали плюсами. Немецкие радары не в состоянии были засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолета только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла. И ещё одно. Самолёт строили как многоцелевой, т.е. машина была два в одном – оснащалась как истребитель или бомбардировщик.

25 ноября 1940 год «Москито» впервые поднялся в воздух. Ярко-жёлтый прототип «мосси» так окрестили потом этот самолет англичане – пронесся над землей, как бы говоря своей расцветкой бдительным зенитчикам: «Я свой! Не спешите открывать огонь!» В этот день бомбардировщик стал «королём» воздуха – это был самый быстрый самолёт, – и этот титул он сохранял в течение двух с половиной лет.

Серийное производство DH.98 «Москито» началось осенью 1944 года. Потребность британцев в истребительной авиации отразилось в первом заказе на выпуск новой машины: 20 бомбардировщиков и 30 истребителей.

Конечно, слухи о новой машине дошли до Германии. Только отчаянным стремлением узнать подробности можно объяснить выброс немецкого парашютиста в одной миле от завода. Диверсанта схватили, а немцам пришлось дожидаться официальных сообщений о новинке, появившихся осенью 1942 года‚ когда группа «Москито» средь бела дня ударила на бреющем полете по кварталу гестапо в оккупированном Осло. На море они с успехом боролись с подводными лодками‚ расстреливали их из крупнокалиберных бортовых пушек. За сотни километров от родных берегов «мосси» штурмовали мосты и переправы.

Оснащенные радиолокаторами «Москито» наводили соединения тяжелых бомбардировщиков на военные объекты Германии, в этой роли «мосси» участвовали в знаменитой операции « БОЛЬШАЯ ПОРКА » по разрушению плотин Германии:
Операция "БОЛЬШАЯ ПОРКА": атака «ПРЫГАЮЩИМИ БОМБАМИ»

Автор Егор Кочнёв, vk.com/todaystory

Ещё интересные истории:
Гитлер: "УБИТЬ ЧЕРЧИЛЛЯ!" Покушение на премьера Англии
Як-9 – летающая пушка
"На живца": СНАЙПЕРСКАЯ ОХОТА Василия Зайцева
Спасение полярной экспедиции Нобиле: ЭСТАФЕТА ДОБРА
Как Макаров турок на Чёрном море распугал
Снаряжение истребителя-бомбардировщика DH.98 «Москито»
Снаряжение истребителя-бомбардировщика DH.98 «Москито»