Как предотвратить конфликты на работе?

Печальная статистика показывает, что более 70% людей недовольны своим местом работы и хотели бы его сменить. Не тот коллектив, не тот начальник и вообще все не то. Прежде чем кардинально поменять все в своей работе стоит подумать: все ли вы сделали для предотвращения рабочих конфликтов?

Конфликт – столкновение противоположных интересов двух и более людей. Обычно действия одной стороны ущемляют интересы другой. Противоположная сторона протестует. Конечно, избежать конфликтов совсем не получится. Зато можно уменьшить их количество. А некоторые конфликты, по убеждению психологов, бывают полезны для роста и развития общества и отдельного человека.


Модель первая


Молодого, недавно устроившегося на работу сотрудника заметило и выделило высокое начальство. Об этом узнал непосредственный руководитель и коллеги. У новичка началась черная полоса. Сотрудника перестали поощрять, его проекты оставались без внимания, иногда дело доходило до высмеивания физических недостатков.


Это типичный способ мобинга – психологической травли на работе. Человек тратит неимоверное количество сил и времени, чтобы доказать коллективу свой профессионализм. А коллектив часто присваивает лавры себе. Сотрудник не получает хорошей оценки своей работы. Он становится беспомощным и неуверенным, его терзают сомнения и страх. Постоянные стрессы приводят к мигреням, снижению иммунитета, бессоннице и т. д.


Психологи рекомендуют вести жертвам мобинга дневник. В нем нужно детально описывать все события, происходящие на работе. Не пренебрегать внесением в дневник всех участников травли, свидетелей, описать все проблемы со здоровьем. Дневник пригодится в суде. Понятно, что это не российский вариант.


Российским жертвам мобинга стоит обратиться к профессиональному психологу (тоже сомнительный вариант).


Самый лучший вариант – найти другую работу!


Модель вторая


От нее страдают фрилансеры. Вроде и заказы сданы в срок и претензий к качеству нет. А выплаты задерживаются и уменьшаются в объеме. Что это – стремление обмануть вас или временные финансовые проблемы работодателя? Здесь нужно воспользоваться некоторыми правилами:


– не работать вхолостую. Твердо ограничить объем поступающих заданий. Подчеркивая, что пока оплата была своевременной, вы работали быстро и качественно;


– взять тайм-аут, сославшись на плохое самочувствие (чревато вашей заменой);


– сохранять с работодателем вежливо-нейтральные отношения. Враждебность принесет конфликт. Излишняя доброжелательность – сработает против вас.


Модель третья


Завелся недруг среди коллег. Самая распространенная модель коллективных конфликтов. Он не дает проходу, шутит. Раздражение уже сдержать почти невозможно – до конфликта один шаг.


Стоит сдержаться. Скорее всего, здесь имеет место психологическая несовместимость. Самые продвинутые работодатели даже нанимают психолога для всего коллектива.

Психолог предупредит конфликт и сделает так, что раздражающие друг друга люди почти не будут контактировать. Но, продвинутых руководителей мало и, скорее всего, придется поработать над собой:


– в первую очередь стоит перестать бояться своего недруга и злиться на него. Как только, вы впадаете в бешенство – представьте оппонента маленьким ребенком. Вы ведь не будете орать на невинного младенца?


– примените реакцию «эффект стоячей воды». Что будет с водой, если ее ударить? Ничего, только брызги полетят, а вот руку ушибить можно. В момент общения с раздражителем представьте себя тихим озером. Постарайтесь представить его глупые попытки ударить воду. Это может показаться смешным – вы улыбнулись? - Вы победили;


– будьте безукоризненно вежливы со всеми, особенно с неприятелем. Умного – это обезоружит, а глупого заставит растеряться.


Как разрешить конфликт в любой ситуации?


– следует воздержаться от агрессивных и хамских выпадов в адрес противоположной стороны. Нельзя и переходить «на личности»;


– попробуйте понять другую сторону баррикады. При готовности пойти навстречу – конфликт, чаще всего, разрешается;


– отделяйте споры между конфликтующими людьми от задачи, которую нужно решить. Попробуйте сконцентрироваться на «выгодах», а не на «позициях»;


– ищите в своих позициях возможности уступок и идите на них. Лучшее решение – достижение компромисса. Сохраненные взаимоотношения – это большая ценность в коллективе.


Есть прекрасный анекдот на эту тему:


Одного пожилого человека спросили:
– Вы так мудры и прожили длинную и спокойную жизнь. Как вам это удалось?
– Я просто никогда и ни с кем не спорил.
– Но это невозможно!
– Ну, невозможно, так невозможно.


Поэтому – учимся терпению, и конфликты решатся сами собой!

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!