Что означают номера авиарейсов: расшифровываем абракадабру

15.05.2018

В столь серьезной и не допускающей вольностей отрасли, как авиация, все имеет свои обоснования и причины. Любые детали — от пилотского сленга до бортового меню для экипажа — должны подчиняться заранее установленным стандартам. Неудивительно, что загадочные цифры и буквы, которые мы видим на билетах и посадочных талонах, — вовсе не случайная комбинация символов. У каждой авиакомпании есть определенная система, позволяющая прописывать уникальные номера для каждого рейса.

Буквенная часть формируется довольно просто: она обозначает перевозчика по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. К примеру, «Люфтганза» использует аббревиатуру LH, «Американские авиалинии» — AA, «Британские авиалинии» — BA, «Эйр Франс» — AF.

Бывают и менее очевидные обозначения: «Аэрофлот» маркируется SU со времен СССР (Soviet Union), «Финнэйр» — AY (первоначальное название компании — Aero Yhtio).

С цифрами дела обстоят немного сложнее. Каждая авиакомпания нумерует маршруты по-своему, но ни одна из них не может использовать числовую последовательность более чем из 4 цифр: любой авиарейс должен нумероваться в пределах от 1 до 9999. По статистике, номера рейсов, следующих в восточном и северном направлениях, заканчиваются на четные числа, а тех, что направляются на юг и запад, — на нечетные, но из этого негласного правила есть исключения.

Еще одна интересная закономерность: чем меньше цифр в номере рейса, тем важнее он для авиакомпании и престижнее для пассажиров. Так, у «Дельты»есть маршрут из нью-йоркского аэропорта Кеннеди в лондонский Хитроу под номером DL1, ведь именно Лондон в 1978 г. стал для перевозчика первым пунктом назначения за рубежом.

Номер обратного рейса обычно на одно значение больше, нежели номер первоначального. Например, «Джетблю Эйрвэйс» запускает самолеты из Нью-Йорка в Лос-Анджелес под комбинацией JBU523, а обратно — под JBU524. Четырехзначные номера, начинающиеся с цифры 3 и выше, чаще всего код-шеринговые — иными словами, эксплуатируются одновременно двумя и более авиакомпаниями: продавцом билетов может выступать один перевозчик, а владельцем самолета и персонала — другой, его партнер.

И напоследок: для нумерации авиарейсов применяются не все числа из диапазона 1-9999. Под запретом комбинация 747 — чтобы не вышло путаницы с моделью самолета. Популярный рейс «Американских авиалиний» из Бостона в Лос-Анджелесдолгое время обозначался AA11, но после теракта 11 сентября 2001 г. номер изменили, дабы не вызывать печальных ассоциаций. А еще серьезным авиаторам не чужды суеверия: «несчастливые» цифры 13 или 666 вряд ли когда-нибудь высветятся на табло аэропорта.