Они не взорвутся: мифы и правда об авиаперелетах

7 October

Представляем новую серию материалов [Без ерунды]. Только голый фактчекинг, проверенная инфа, реально полезные советы. Без скрытой рекламы, без глупых рекомендаций, без выдуманных сенсаций и прочего дешевого хайпа. Без ерунды.

1. Нет, грудные импланты не взорвутся из-за перепада давления (никакие не взорвутся)

И даже не поменяют форму. Полет современных авиалайнеров проходит на высоте 10–12 км, и давление в салоне в это время действительно ниже, чем на земле. Но совсем ненамного, в районе 630 мм ртутного столба — это как забраться на гору высотой 1,5 км. Пологие Уральские горы и то повыше местами. При таком давлении даже не очень молодые и не очень здоровые люди не испытывают неудобств, а с имплантами вообще никаких проблем. Кроме того, современные импланты (непонятно зачем) делают с таким огромным запасом прочности, что они держат перепады давления от глубоководного до почти космического. Проще говоря, то давление, которое может повредить имплант, сначала убьет человека. Короче, беспокоиться не о чем.

Они не взорвутся: мифы и правда об авиаперелетах

2. Нет, туалет в самолетах никогда не смывает за борт

Этого не было даже у старых винтовых моделей в прошлом веке, которые вовсю пахли керосином, грохотали на полнеба и не летали выше 2 км. У самолетов все как в Лас-Вегасе: все, что сделано на борту, остается на борту. По крайней мере, до посадки. Если бы даже кому-то из авиаконструкторов пришла в голову такая дикая идея, ее бы не получилось реализовать: салон самолета должен быть герметичен.

3. Да, шансы простудиться во время перелета выше

У воздуха в салоне обычно низкая влажность из-за особенностей работы системы забора и охлаждения воздуха на больших высотах. Слизистые из-за этого пересыхают и человек становится более уязвимым к простуде. Риск снизят увлажняющие капли в нос, в глаза и спрей для горла.

4. Нет, если в салоне оказался больной коронавирусом в активной фазе, заразятся не все

И даже не половина. Сильно рискуют только непосредственные соседи, даже у людей в переднем и заднем рядах опасность заразиться уже гораздо ниже. В современных самолетах кондиционеры не смешивают воздух между рядами, неплохо его обеззараживают и постоянно обновляют свежим из-за борта. Но маска тоже важна, хоть и не дает 100%-ной гарантии.

5. Да, долгие перелеты связаны с повышенным риском тромбоза

Но давление в салоне тут ни при чем: все дело только в том, что во время авиарейсов человек непривычно долго не двигается. Из-за этого в сосудах могут развиться застойные явления и появиться тромбы. Факторы риска: преклонный возраст, лишний вес, проблемы с сосудами наподобие варикоза, повышенная вязкость крови, гормональные противозачаточные средства. Эконом-класс предсказуемо повышает риск, особенно у людей с очень большим или, наоборот, очень маленьким ростом. Первым приходится постоянно сидеть скрючившись, вторые не достают ногами до пола и потому подолгу не меняют позу в кресле.

Как защититься:

  1. Наплевать на любопытные взгляды соседей и раз в час вставать с кресла и 5 минут подниматься на носки.
  2. Принять перед полетом немного аспирина (внимание: обязательно проконсультируйтесь с врачом!).
  3. Надевать на рейсы дольше 2 часов специальные компрессионные чулки (есть в аптеках, стоят от 200 руб. за штуку, бывают трех классов: какой именно вам нужен, подскажет врач). Они плотно обхватывают ногу по всей длине, сужая сосудистый просвет и ускоряя венозный кровоток.
  4. Обойтись без снотворного: под ним человек спит неподвижно, а в самолете это гарантированно будет еще и в неудобной позе, что повысит риск.