дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Невинные забавы пенсионера: поездка в Великий Новгород

26 July 2019

В Великий Новгород, он же -ближний древний сосед Петербурга, до которого меньше 200 км, при большом желании можно было и раньше съездить на денёк без ночевки. Но сейчас просто грешно не съездить: билет теперь туда-обратно - бесплатный круглый год на комфортных электричках. В Выборг и Псков, кстати, тоже. 

 Доехать можно по разным ж-д веткам с разных вокзалов, Московского и Витебского. Как должен поступить в этом случае находчивый пенсионер? Правильно, он должен взять обратные билеты на электрички с обоих вокзалов. В случае проблем с сидячими местами в одном поезде, можно вернуться на другом. 

 Стартуем утром по витебской ветке. Потешные, всего три небольших вагона электродизеля ходят до Великого Новгорода по средам и выходным. Поезд едет 3 часа 51 минуту. Этот тянитолкай-трансформер подъезжает к платформе Купчино в 8-06 утра 

 Торопимся внутрь на посадке. Вагоны раскрашены очень стильно, модно и молодёжно,  но берут меня сомнения, что это -смелое решение РЖД  

 Так и есть, контролеры на подъезде к Пушкину дали ценную инфу, что поезд с одной стороны раскрасили хулиганы, а с другой - не успели. Проверили вместе с бесплатным билетом паспорт и пенсионное. Народу - прилично, с тележками и многочисленными сумками, но все поместились, никто не стоит. 

 До Новолисино доехали на электрической тяге, а потом включился генератор дизеля и так тарахтел, что некоторое время все чувствовали себя, как внутри КАМАЗА. Но быстро перестал. Большинство народу едет даже дальше Радофинникова. Куда интересно? Между 53 км и Лустовкой пропал интернет и появлялся потом только на крупных станциях. HELLBOUND TRAIN!  

Народ активно покидает вагоны на платформах 100, 101 и 104 километр, в садоводства, наверное, куда же ещё. Вот где вылезает большинство! И с платформы - прямо куда-то по лесной тропинке! Когда при СССР давали по 6 соток, то в этих местах их получали, наверное, самые скромные и социально беззащитные! Те, кто работал в крупных, солидных конторах или пронырливые плюс блатные, лезли на Карельский перешеек или под Лугу, поближе к сосновым лесам, а здесь - вдаль, к комарикам отправляли самых тихих, скромных и бесправных. Я так предполагаю, может и ошибаюсь. 

Рогавка, крупная станция по меркам этого маршрута, есть даже вокзал, стоянка 4 минуты, не кот наплакал. Вышло 5-6 человек и столько же зашло. Но это - по средам. В выходные наверняка - давка с сумками и кутулями.  

Эта Рогавка раньше густонаселенная была, рядом были большие торфоразработки, узкоколейка на десятки километров. Вообще поселок называется Тесово-Нетыльский. Сейчас торф нафиг никому не нужен, народ побежал отсюда массово работать в Питер. Здесь теперь только сапропель в малых количествах добывают и в Германию продают. Ну и немного торфа на подстилку для коровьих хозяйств, кое где оставшихся. 

Прибыли в Великий Новгород на нашем трехвагонном дизель-электро-красавце с боевой раскраской!  Итого, 170 км от Петербурга по этой дороге, она самая прямая между городами. Вообще эта ж д ветка была задумана и начала строиться только из стратегических военных соображений еще при царском режиме. Нужно было быстро снабжать войска и перебрасывать грузы аж из-под Орла напрямую. Никаких особых поселений вдоль дороги и не было, в самом деле, кому надо в болотах селиться и комаров кормить. Уже к 1916 году военнопленные первой мировой войны - немцы и те, кто были с ними заодно, здесь в болотах эту дорогу и проложили почти полностью. После гражданской войны в 1926 году её быстренько после пленных закончили, торжественно открыли и стали пускать один ночной поезд в сутки, по четным дням - в Новгород, по нечетным - обратно в Ленинград. Во вторую мировую войну всю эту ветку контролировали немцы, но не разрушили её. Видимо, из уважения к землякам - её строителям. 

Выходим на 3 платформу, она всегда на СПб. Справа - три вагона на Витебский, слева - Ласточка на Московский вокзал. До свидания, смешные маленькие три вагона с семью окнами в каждом, до новых встреч!

В 1990-х годах, как у нас повелось на Руси при смене режимов, в городе озаботились возвращением старых названий улицам и площадям. Свои первоначальные имена получили улицы Прусская, Чудинцева, Розважа, Рогатица, Бояна, Ильина, Яковлева. Жил себе на Советской, -стал жить на Людогоще. Шагаю, в том числе по ней, приближаюсь к Детинцу.  

 Была улица Горького, стала - Газон. Вышибли пролетарского писателя в никуда. А может - и поделом ему. Мечтали, эдакие "продвинутые", как он, о социальной революции, чтоб " как у хранцузов" - ну и получили нечто. “Хранцузами” некоторое время пожили те, кто отоваривался в закрытых распределителях и умело внедрялся в получатели льгот, остальным доставались очереди, талоны на мясо и политинформации на работе утром по понедельникам.  

 На автобусных остановках есть электронное табло с указанием, когда придет следующий автобус и под каким номером. Вот это - сервис! У нас в Питере только на ЧМ-2018 по футболу такое тоже исправно работало, а потом что-то, смотрю, зачахло. 

До Кремля - уже считанные метры, но обойду его по большой дуге, чтобы лицезреть по дороге еще несколько примечательных объектов.  

 На автобусных остановках есть электронное табло с указанием, когда придет следующий автобус и под каким номером. Вот это - сервис! У нас в Питере только на ЧМ-2018 по футболу такое тоже исправно работало, а потом что-то, смотрю, зачахло. 

До Кремля - уже считанные метры, но обойду его по большой дуге, чтобы лицезреть по дороге еще несколько примечательных объектов.  

 Двигаюсь по улице Газон вдоль Кремлевского парка. В парке - памятник Рахманинову. Рахманинов родился в Старорусском уезде, но Старая Русса этого памятника не получила. Рылом, наверное, не вышла.  

Скульптор Рукавишников сваял гигантского творца в пальто и шляпе ростом 3 метра 60 см и весом более 3 тонн. Плюс скамейка, на которую он опирается, для большей устойчивости, чтобы не завалиться при урагане. Везли из Москвы бронзового русско-американского композитора и пианиста на специальном трейлере. 

Еще один отрезок бывшей улицы Горького, называется теперь старинным названием Розважа (разъезд шириною для двух телег). Улица впервые упоминается в берестяной грамоте 13 века, но сейчас состоит из зданий сталинского ампира. На переднем плане областное Управление МВД. Все фасады свежевыкрашены, смотрится всё в центре города очень чисто и прилично. 

Медведь на скамейке". Деревянный крашеный миша, "Нижегородский медведь", немного смахивающий на двухметровую гориллу на фото из старого школьного учебника зоологии. Летом сидит на набережной Александра Невского, а на зиму его уносят вместе со скамейкой в расположенный рядом торговый центр "Диез".  Сидит здесь с 2007 года, но время от времени передвигается по скамейке влево-вправо, потому что фото разных времен запечатлевают его в разных углах скамейки или посередине. 

"Баня на набережной", новгородские Сандуны, старейшая в городе, построена в 1937 году, работала с 1938 по 2011 год, затем началась ожесточенная локальная политическая борьба сторонников и противников её приватизации. Коммунисты выходили на местный майдан, махая берёзовыми вениками. В конце концов её приватизировали, продали на аукционе. С конца 2018 принадлежит компании из Челябинска. Отремонтирована снаружи, но не эксплуатируется. Что будет новый хозяин с ней делать - никто в городе не знает, потому что нового собственника местная мэрия никак не может найти и допросить. 

На Неве стоит “ Аврора”, а на Волхове стоит нечто, напоминающее издали каравеллу Колумба. Вблизи оказалось ресторанным комплексом " Фрегат Флагман". Когда притащили "фрегат" на рублевое место прямо напротив Софийской звонницы, описать не могу, сведений в интернете не нашел. На самом деле это - финский лихтер, разновидность баржи для перевозки леса и зерна, построенный в Финляндии в 1960 году, несамоходный сухогруз, переделанный в плавучий ресторан. Но выглядит внушительно и привлекательно.  

Этот ночной клуб, вертеп Антихриста на воде, вызывает раздражение только у жильцов ближайших домов на набережной из-за пьяных воплей выкатившихся ночью из Фрегата посетителей. А так, вроде ресторан хвалят за приличную еду и танцы до упаду. Иногда поругивают, что долго готовят, хотя и вкусно. 

Бронзовая босоногая девица у входа на Кремлевский пешеходный мост с Торговой стороны, памятник уставшей туристке, или " Туристочка" или " Девушка с босоножками". Занимает одно из ведущих мест в рейтинге главных достопримечательностей города. Скульптором Вадимом Боровым в числе прочего был тщательно проработан туристкин сосок и теперь проходящие мимо мужики лапают его довольно часто. Считается у них хорошей приметой к скорому приятному времяпровождению.  

При открытии в 2009 с девицей сфотографировался Дмитрий Медведев. Внутри босоножки всегда есть несколько монеток, оставляемых " на счастье". Говорят, что такую же бронзовую туристку украли в Петербурге бесследно. Но, может, слухи. 

Фанат малых городских скульптур местный издатель, бизнесмен и меценат Николай Сумароков кроме “ Туристочки” подарил городу  "Мальчика-художника", описанного выше "Нижегородского медведя", "Котов на охоте", "Электромонтера", "Птицу Сирин", "Памятника капусте", "Испуганного рыбака". Все авторы - новгородские скульпторы. 

Это - не цветные пряники и не детские погремушки, а крашеные в разные цвета замки, замкнутые на вспомогательных ручках Кремлевского пешеходного моста. Красят, как видим, в основном в розовый.  Это- дело рук молодоженов, замыкают - и ключи в Волхов. Такие символы крепости брака не сильно помогают. Половина потом разводится, но замки свои не спиливают, конечно. В 2014 вообще какие-то деятели подвесили пару замков величиной со взрослый велосипед. Их срезали, ясное дело. Горожане теперь ломают голову, как прыть молодоженов перевести в полезное для города русло. Сходятся на том, что пусть лучше бы деревья сажали. 

Почти уже у входа в Кремль со стороны моста пристроился макет ладьи или ушкуя. Плавали на ней новгородские пираты-разбойники, сейчас в Сомали продолжатели их дела трудятся. По названию судна назвали и их ушкуйниками. Длина макета ладьи 6,5 м, ширина 1, 2 м. Настоящий ушкуй был в 2 раза больше, строили его из сосны. Но и макет полностью на фото не влезает. Плавали на ней 40 человек в 13-15 веке, для торговых целей плохо приспособлена, только для войны и грабежа торговых судов на реках и морях. Награбить в ладью можно было до 15 тонн всякого ценного барахла.

Вот это я еще не дошел до главных местных святынь и достопримечательностей, но уже боюсь, что от обилия фото и текста этот пост развалится, как в старые добрые времена и все мои труды пойдут в топку. Так что пока я лишен, как я понял, возможности продолжить с фотографиями в примечаниях, на всякий случай это сообщение закончу, а дальше - видно будет, как продолжать , примечаниями или новым постом.

Продолжение следует. Оставьте ваше мнение про мой рассказ. Ставьте лайки. ЕСли вам понравилось, буду писать дальше.

Не забудьте подписаться на канал "СПроси АЛену"