Вау, а вы точно с Севера?

31 May 2017

Главный редактор TopGear. Любит и даже почти умеет ездить быстро, но боится. Еще любит дорогие понты, рассуждать и кофе. Не любит дешевые понты, ложный пафос и стадные чувства. Ездит на автомобиле

Lancia Stratos HF.

Чтобы в наше время строить Большой Представительский Седан, надо быть… правильно, немцем. Или ненцем, который гоняет на оленях, а про немцев с их чудесными автомобилями даже не слыхал. Все остальные уже попробовали и сдулись. Даже французы.

Вау, а вы точно с Севера?

Но настоящему викингу с неиссякаемыми китайскими пиастрами в трюме даже француз не указ. В Гетеборге поплевали на топоры и из экологически цельного ствола скандинавской сдержанности выдолбили неслабый такой автомобиль.

Неслаб он в смысле дизайна: немец-варяг Ингенлат плеснул в северную чистоту фольксвагеновской простоты, и вышло дико гармонично. (На задние фонари не смотрим, их нарисовали китайцы – ночью, пока Ингенлат спал, и прятали от него до самой постановки на конвейер. Шутка.)

Вау, а вы точно с Севера?

Неслаб он и в смысле мотора: (цилинд­ры не считаем, хотя их всего четыре, а зацениваем мощность и тягу, с которыми) даже у младшего бензина все ок, а уж у дизеля с полным приводом – вообще огонь. А в смысле дисплеев он неслаб особо. (Может, у Tesla какая диагональ и побольше будет, но) в мире нормальных машин без литий-иона и соколиных крыльев S90 готов по-мужски помериться с любым экраном.

Еще он просто человечий, уютный, продвинутый и с лучшей в мире автомузыкой Bowers & Wilkins. В акустике гетеборгского концертного зала круто звучит даже мычание радиослушателя, дозвонившегося в прямой эфир по мобильному.

Вау, а вы точно с Севера?

Склонить меня к покупке “шведа” в­место “немца” смог бы один этот саунд. А ведь тут к нему прилагается еще и (почти гуманная) цена в 3,5 млн рублей за топ-фарш. Короче, я выбрал. Правда, в России большой новый шведский седан вместо такого же немецкого может купить только в значительной степени швед... Надо бы поковырять свою генеалогию. Наверное, там Рюрик какой-нить.

Новой шведской модели сейчас впору ночевать на подиуме – презентации, вечеринки, фотосессии. Она в фокусе, она в центре внимания – и у каждого из нас “на подружиться” с S90 есть всего одна ночь и немножко дня. Этого, конечно, мало – мы давно не пацаны, влюбляющиеся в машину с первого взгляда. Равно как и отвергающие ее со второго…

Вау, а вы точно с Севера?

Только у меня есть преимущество – я, как говорили встарь, уже вхож в дом. Поскольку хорошо знаком с ее старшей родственницей, XC90. Мы второй месяц сосуществуем в Гараже TG, я узнал ее настроения и тайны, маленькие и не очень. В S90 нет брутальности старшей сестры – но с низким капотом и почти купейной крышей новый дизайн Volvo еще изящнее. Только оставьте черные наряды немецким манекенщицам: “эске” больше идет светлое. И мне не надо привыкать ни к рулю, ни к приборам, ни к большому планшету посреди передней панели – интерьеры двух машин одинаковые! Весь вау-эффект, конечно, достался старшей, но хуже от этого скандинавский дизайн не стал. В S90 так же замечательно звучит музыка Bowers & Wilkins, то же богатство настроек, те же электронные помощники помогают вести автомобиль. Только сижу я намного ниже, с удовольствием вытянув ноги.

Вау, а вы точно с Севера?

Интересно порой заглянуть в прошлое, чтобы посмот­реть, как наши деды представляли себе мир будущего. Помню, в детстве еще, листая какой-то старый, с пожелтевшими уже страницами журнал (не то “Моделист-Конст­руктор”, а может, и “Техника – молодежи”), я наткнулся на футуристическую рассказку о будущем автомобильных платформ. Конечно, слово “платформа” (как, впрочем, и “архитектура”) в тексте не использовалось, но сам процесс описывался весьма недвусмысленно.

Вау, а вы точно с Севера?

Смысл был следующий: в будущем люди перестанут покупать автомобили целиком, а будут лишь выбирать подходящее по габаритам шасси, для которого, в свою очередь, будет предлагаться целая гамма легкосменных кузовов. Хочешь – седан, хочешь – универсал, а хочешь – хоть кабриолет.

Вау, а вы точно с Севера?

Ущипните меня, пожалуйста, если вот это вот будущее только что не наступило! Ну, или почти наступило. Ведь новая “вольвовская” модульная платформа SPA практически воплощает смелые фантазии журналистов советской эпохи. Одна основа – разные к­узова.

Помню, единственное, что меня ­смутило при знакомстве с большим XС90, – это слишком уж габаритные габариты. Управляешь будто не автомобилем, а домом (дворцом?) на колесах. А седан S90, даром что авто­мобиль немаленький, сел, как ­кожаная перчатка на ладонь. (Хотя это еще вопрос, кто в кого сел…)

Все те же плюсы большого Volvo – эстетика интерьера, волшеб­ная музыка, отличный уровень ком­форта, но в гораздо более приятном лично мне форм-факторе седана. Короче – взял бы, не задумываясь. Шведам осталось только приду­мать, как быстро менять кузова на одном шасси. Ну и наладить р­озничную торговлю ими.

Вау, а вы точно с Севера?

Молодец, седанище! Заставить забыть про великолепнейший во всех смыслах XC90 и не рассматривать его в качестве (хотя бы призрачно реальной) покупки не удалось даже Audi с ее-то Q7. А там было что сравнить… В общем, брависсимо.

Вау, а вы точно с Севера?

Непонятно только, что делать с этим выводом и кому его адресовать. Потому как покупка S90 взамен такого же “девяностого” XC с его очевидным кроссоверным супермоджо – и уж тем паче поперек популярных немцев – выбор особого ценителя. Ценителя седанов, и непременно нишевых.

Впрочем, что если такой человек читает эти строки? Что он получит, обойдя стороной вереницу немецких “шоурумен”?

Вау, а вы точно с Севера?

О, он точно не будет разочарован. Шведы и прежде исправно рубили фишку в том, как сделать человеку удобно и красиво. S90 – их выпускная работа. Бизнес в домашних тапочках. Кабинет с массажем и стеклопакетами, выходящими на гетеборгский Гетаплацен, 8, с его Брамсом и качественной попсой по выходным.

Вау, а вы точно с Севера?

По этому концертному звуку от Bowers & Wilkins я скучал с тех пор, как закрыл дверь XC90. И вот он здесь – в другой, более приземистой и элегантной оболочке, строгой и лакированной, как рояль.

Четыре дизельных цилиндра – вот к чему этот человек должен привыкнуть. Как по мне, 235-сильный турбомотор беднит лишь одно – его звук на холостых. В остальных 95 процентах времени я поражен, заинтригован и… хочу еще. Куда и зачем – не важно, лишь бы ехать еще. Этому рулю не подходит ни “бублик”, ни “баранка”, подвеска несет тебя, и я гоню от себя спорт – только движение под музыку, такт за тактом.

Новое настроение – вот что получит тот ценитель седанов, занося в актив Volvo свои три миллиона. Я хотел сказать, “гармония”, но… постеснялся.

Вау, а вы точно с Севера?

Парадокс постоянства – в необходимости изменений для сохранения статус-кво. Это касается и универсальных истин вселенной, и даже таких мелких частностей, как автомобили. Когда наши границы приоткрылись, много поехало по раздолбанным улицам Ленинграда-Петербурга-Москвы 90-х больших седанов Volvo синего цвета. Крепкие, как танк, северные машины очень подошли нашей неустроенной холодной жизни. Седаны Volvo уважали: они были визитной карточкой человека с серьезными возможностями, но точно не бандита. Этакая антитеза “бумерам” и “шестисотым”.

Потом было безвременье, в которое машины под шведским брендом померкли, став безликими: никто уже не мог сказать, какого они рода-племени и каков их месседж.

Вау, а вы точно с Севера?

А сейчас Volvo S90 – снова скандинавская антитеза всему немецкому, но с качеством, не допускающим взгляда свысока. За 20 лет Скандинавия изменилась. Там уже трудно встретить настоящие морозы, непроглядную мглу да суровых мужчин. Раньше шведский танк успокаивал уютом непрозрачного нутра за броней стальных профилей. Новый шведский седан отличается обилием света и простора, сдержанным дизайном с нотками футуризма и цивилизованной, можно сказать, скромной роскошью. И качественным ходом, все аспекты которого сбалансированы так, чтобы их не замечать. Ровно настолько, насколько мы не замечаем удобства iPad, к примеру: Volvo едет и управляется так же плавно, гладко и интуитивно.

Вау, а вы точно с Севера?

Нет ничего нарочитого для поражения размахом и внешним эффектом, но всего всегда хватает. Да, аудитория теперь будет другая – те, кому в целом туда, куда ведет Маск, но без того фанатизма, который предполагает Tesla. Кто она, нынешняя аудитория Volvo – покажет время. Но то, что она, как и месседж, у марки снова есть, я уверен.