Виталий Тищенко о современных технологиях

25.12.2017

Привет вам, кидалты и прокрастинаторы-профессионалы! Да здравствует культ вечной молодости, стремительно переходящей в детство! А почему, кстати, у нас с вами так лихо получается не взрослеть?

Нет, Альцгеймер, конечно, надежное средство. Но он обычно обнимает человека поближе, э-э, к вечеру жизни. А мы ничтоже сумняшеся совершаем ни разу не взрослые поступки и с утра, и в полдень, и после обеда. И, кажется, я знаю, почему.

Современные Технологии (СТ) – вот наш фетиш, кумир и властелин. Из-за них мы, подобно Аладдину и Вольке-ибн-Алеше, с утра до ночи трем волшебный тачскрин в надежде вызвать джиннов, которые наконец сделают нашу жизнь увлекательной. А заодно расскажут обо всем наименее важном на свете (троих из них зовут Цуг-Эрб-Эрг, Ибн-Сто-Грамм и Старик Вконтабыч).

Это благодаря им очень многие из нас – вместо того чтобы валить лес, осваивать Сибирь и вообще добывать хлеб насущный в поте лица с тяжелыми орудиями труда в мозолистых руках и щепками в окладистой бороде – садятся за стол с компьютером или ложатся на диван с планшетом. Ну как там, на диване, повзрослеешь? В одиночку или, в лучшем случае, по сети?

И ладно бы еще СТ решали за нас какие-то глобальные ­проблемы. Так ведь наоборот – норовят отвлечь от них полной чепухой: то виртуальным маскарадом, то преобразованием фото в плохую подделку под хорошую живопись, то битвой игрушечных танчиков.

Кто-нибудь, конечно, возразит, что без мобильной связи и вай-фая мы бы до сих пор жили в бревенчатых срубах и томили в печах капустные щи. Не исключено. Хотя я прямой связи не вижу: в избах, юртах и ярангах с Интернетом и микроволновкой бывал. Более того: самые громкие проекты, сулящие обитателям диванов революцию в их горизонтальной жизни, явно пробуксовывают.

Что там: дополненная реальность? И гугловские, и майкрософтовские чудо-очки уже много лет гуляют в статусе прототипов, и праздником на их улице даже не пахнет. Покемон в телефоне – единственный масштабный успех на фронте интерактива c огментед риэлити. Человечество благодарно, а как же.

Гиперперспективный интернет вещей? Ладно, телик уже готов показать вам ужасы он-деманд. Но холодильник, который "сам" заказывает продукты, – это же хоррор какой-то. Индейку вместо курицы? Пива вместо молока? Забудь: рефрижератор и плита лучше знают, что там у них валялось на полках всю ­прошлую неделю. Не выпендривайся, гражданин, ешь свой любимый творожок "Млечный жуть" пожизненно! И при этом отбивайся от контекстной рекламы, которой известно о тебе все вплоть до марки пипифакса. Или храни провизию в погребе, на прошлогоднем льду.

Но хуже всего, что СуперТехно дотянуло свои витые провода и золоченые контакты до наших любимых автомобилей. Водителю при этом тоже светит пожизненный диван – его давно грозят отстранить от управления. Слава Богу, пока только грозят. Хотя периодически на этом фронте случается ­какой-нибудь прорыв – Пол Хоррел справедливо брюзжит в адрес мерседесовского автопилота.

Скажете, точно так же ретрограды-консерваторы брюзжали и в сторону ранних систем антиблокировки тормозов, курсовой стабилизации, автоматических коробок передач в конце концов? Ну да. Знаю, сам брюзжал. А теперь охотно пользуюсь. Но, как говорится, есть нюанс.

Разница между ABS и автопилотом – примерно такая же, как между "вскипятить чайник" и "пойти на рынок, выбрать и купить правильные продукты, принести их домой и приготовить из них борщ". Первое можно доверить даже шестилетнему ребенку. Со вторым многие взрослые не справятся никогда в жизни – тут нужен сверхчеловек типа Джейми Оливера или вашей бабушки.

Судите сами. Сейчас для самоуправления автомобилю тре­буется приблизительно следующий набор оборудования. Детальная компьютерная карта местности – это раз. GPS-датчик положения плюс приемник и передатчик для радиообмена информацией со спутниками GPS – два, три и четыре. Лазерные дальномеры-лидары для обнаружения вокруг объектов и ориентиров для точной привязки автомобиля к карте местности – это пять-восемь. Радары по углам кузова для отслеживания этих объектов, вычисления их скорости, направления движения и т.п. на дальних подступах – девять-двенадцать. Видеокамеры, смотрящие вперед и назад для отслеживания разметки, светофоров, идентификации объектов и т.п., – тринадцать-четырнадцать. Ультразвуковые датчики типа "парктроник" для ближнего боя, по кругу – без счета. Ну и мощнейший компьютер с софтом, способным анализировать собранную информацию и превращать ее в электросигналы для акселератора, тормозов и устройства, поворачивающего руль!

Все это стоит немалых денег. Все это плохо работает в жару, холод, дождь, грязь, пыль, снег, туман и засуху. И все это не снимает с вас ответственности за ДТП – поэтому ваши руки должны все равно быть на руле!

А нам для самостоятельного управления автомобилем – помимо рук на руле – требуются только пара не самых острых глаз, пара не самых чутких ушей, хотя бы одна нога и успешно сданный экзамен на права. Да, глаза, уши и руки тоже можно поделить на два, если что. И все это мы получаем даром, от папы с мамой.

Из-за столь тотального превосходства живого организма над электронными делами его ума я еще долго буду относиться к Современным Технологиям как к любимой игрушке современного человека.

Но играть с вами в наши любимые машинки не перестану.