Блокадников не устроили концепции нового музея обороны и блокады Ленинграда

Ссылка на видео сюжет.

Каким должен быть новый музей обороны и блокады Ленинграда, спросили у блокадников. В финале — четыре архитектурных бюро.

Была организована встреча ветеранов и блокадников с авторами проектов , каждый мог задать свой вопрос. Победителя определят 8 октября.

Четыре проекта-победителя, совершенно разных: от спиралевидной конструкции, предложенной финнами и символизирующей непрерывную нить жизни, до окруженного лестницей памяти музея в музее с блокадным кварталом. Ни один из них не устроил самих жителей блокадного Ленинграда в полной мере — тех, кто выжил, и чей голос должен стать решающим.

Первое, что удивило ветеранов — почему в финал вышли финны. Что знают о блокаде те, кто во Вторую мировую поддерживал нацистскую Германию и лишь после поражения стран гитлеровской коалиции объявили войну фашистам — в марте 1945?

Хорошо, что немецких архитекторов среди лидеров нет, подмечают блокадники, хотя проект из Мюнхена вошел в десятку.

Lahdelma & Mahlamäki (Финляндия)
Lahdelma & Mahlamäki (Финляндия)

КИРА ГОЛУБЕВА, житель блокадного Ленинграда:

«Это больше было бы на концентрационный лагерь похоже чем на то, что было на самом деле. То, что сделал финский архитектор, может и красиво. Но понимания блокады не отражены»

Райнер Махламяки — автор проекта — постарался быть убедительным, отстаивая право окруженной кольцом спирали возвыситься над Невой и приковать внимание к Смольнинской набережной.

РАЙНЕР МАХЛАМЯКИ,архитектор (Финляндия):

«Нашу компанию пригласили принять участие в проект. Кроме того, Россия с Финляндией сейчас большие друзья, а у нас огромный опыт по всей Европе проектирования музеев, посвященных Второй мировой. Это мы сделали музей жертвам Холокоста. И мы многое знаем о блокаде. Петербург велик и красив, наш архитектурный замысел не перекроет панораму и не испортит исторический облик»

Еще одна композиция строится на пологом холме в форме кольца. Музейное пространство — как непрерывная лента, над которой громоздятся плиты. Посетителям придется преодолевать уклон.

«Земцов, Кондийан и партнеры» (Петербург)
«Земцов, Кондийан и партнеры» (Петербург)

Еще один из проектов представляет собой крепость, город, который выстоял. На фасаде 872 окна по количеству пережитых дней. Колоннада, обрамляющая музей, символизирует 29 месяцев блокады.

«Архитектурная мастерская Мамошина» (Петербург)
«Архитектурная мастерская Мамошина» (Петербург)

К окнам у блокадников тоже возникли вопросы.

ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВ, президент общественной организации «Дети блокады 900»:

«Мерить количеством окон не ахти какая находка. Представьте: у вас будет много окон — как вы развесите картины?»

Петербургский архитектор Никита Явейн, представивший музей в музее, поделил пространство на блоки, охватывающие все стороны жизни Ленинграда. Дом скорби, комната писем и дневников. Задумано даже воссоздание блокадного огорода. Эмоциональные образы — из истории семьи.

«Студия 44» (Петербург)
«Студия 44» (Петербург)

НИКИТА ЯВЕЙН, архитектор:

«Отец был с матерью, они выжили. Вот так я связан с этой блокадой. Меня бы не было».

В «Центре выставочных проектов» — это заказчик музея — говорят: пока рано называть фаворита. Многие архитекторы взяли на себя лишнюю задачу внутреннего наполнения. Это дело ученых, историков, очевидцев. Цель конкурса иная.

СЕРГЕЙ ВАЖЕНИН, директор центра выставочных проектов:

«Архитектурное решение, развязки, как смотрится с другого берега. А дальше — будет дальше».

Мнения блокадников обещали учесть. Главное, чтобы споры вокруг проектов не затормозили строительство. Нужно успеть к 75-летию Победы.