797 subscribers

Чем осветить натуру для рисования?

156 full reads
214 story viewsUnique page visitors
156 read the story to the endThat's 73% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Теперь, кажется, в продаже есть всё. Можно купить любую вещь, и нужную, и ненужную, и вообще самого непредсказуемого назначения.

Но вот одну нужную и полностью подходящую мне вещь я не могу найти даже на китайских сайтах.

И это очень странно, потому что предмет самый простой и необходимый.

Это осветитель для учебных натурных постановок. Лампа для натюрморта. Светильник для художника.

Нет, всяких ламп везде даже больше чем нужно. Потолочные, настольные, настенные светильники, большие, маленькие, крошечные, слабые, супер мощные.

Особенно в чести у производителей фотографы и видео операторы. И вот тебе световые боксы, и отражатели, и бестеневые лампы, и множество штативов и подставок.

А вот для художника - не сделали. Думают, наверное, что художнику и фотографу нужно одно и то же.

А это совсем не так.

Фотографу, как правило, нужно, чтобы на предмете съёмок не было контрастных теней. Чтобы он был весь такой гладенький, чистенький и рекламный. Поэтому кольцевой светильник для фотографирования самое то. Свет идет не из одной точки, и контраста светотени нет. В продаже удобные, яркие, почти не нагревающиеся кольцевые лампы любого размера.

А художнику, особенно в процессе обучения, надо, наоборот, чтобы тень прочитывалась на форме как можно более явно. Чтобы свет был направленным. Светотень помогает выявить объём предмета, это важнейшая вещь. Сравните постановку с рассеянным освещением и направленным контрастным.

Освещение натюрморта рассеянное и контрастное
Освещение натюрморта рассеянное и контрастное

И вот специальных удобных, крутящихся в любом направлении и надёжно фиксирующихся светильников, удобных для художников, которым бывает нужен источник света в любой, самой непредсказуемой точке пространства, не найти. Как выкручиваюсь лично я, сейчас расскажу.

В стародавние советские времена тоже были осветительные лампы. называемые тогда софитами. Они годились и для фотографов, и для рисовальщиков, потому что в них вкручивались единственно возможные лампы накаливания. (У меня такой сохранился. Правда, уже почти совсем сломан. Ему, кажется, больше сорока лет.) У него достаточно надежная тугая прищепка для крепления к любой подходящей опоре, и шариковый шарнир, на котором его можно направить как надо.

Он ужасно греется, особенно от мощных ламп накаливания. Но он на это рассчитан, и позволяет сделать такой, как нужно, тёплый свет. А от светодиодных ламп свет все равно не совсем такой, какой нужно. У ламп с указанным на упаковке теплым светом ещё ничего, а холодные совсем не годятся. (Впрочем, может быть, у меня консервативные взгляды.)

Софит из Советского Союза
Софит из Советского Союза

Ещё у меня есть настольная обыкновенная лампа на прищепке. Лампочку со спиралью мощностью до 60 ватт она выдерживает, но вот очень плохо выдерживает вес самой лампы прищепка. Всё время норовит упасть. И гибкая "шея" плохо держит вес лампы в нужном положении. Неудобный инвентарь.

Лампа на прищепке
Лампа на прищепке

Есть ещё икеевская с кучей пружинок и шарниров. Она тоже спроектирована как настольная, и очень уж у неё маленький диапазон возможности настройки положения в пространстве. Приходится крепить ее на табуретку, и все равно - струбцинка откручивается постоянно. Установленное положение держит не очень хорошо. Зато освещает хорошо, и свет не попадает в глаза рисующих.

Лампа с шарнирами
Лампа с шарнирами

Лампа, прикрученная к табуретке
Лампа, прикрученная к табуретке

И есть, наконец, самый для меня подходящий вариант.

Это лампа была настольной, потом сломалась, и я приспособила её на штатив для фотоосветителя. Вот этот штатив - действительно удобная вещь. Для любого положения есть возможность получше закрутить винт. Места много не занимает. Лёгкий. Выглядит хорошо. Высота меняется плюс-минус метр. И важно, что есть горизонтальный стержень, позволяющий осветить постановку прямо сверху.

Есть у этого штатива винтовые крепления, к которым подходит держатель для фотоаппарата или телефона. (И даже для микрофона крепления подходят, они стандартные.) Этим держателем я и закрепила абажур от сломанной лампы. Он был лёгкий, пластмассовый, и получилось как раз то, что мне нужно. И любое направление света можно задать.

Удобное освещение
Удобное освещение

Вот и получается, что самый удобный светильник - почти самодельный. А специального, полностью подходящего, удобного и недорогого, предназначенного для художников - не найти. Может быть, вам удастся?

Коллеги, а вы как освещаете натюрморты?

На моем сайте есть оглавление постов этого канала по темам, например, об учебном рисунке и живописи.