Что означает понятие "цветовые отношения" в живописи?

5 June

Не знаю, замечали ли вы, что одну и ту же натуру разные художники передают немного по-разному, имеется в виду цвет.

Если, например, в учебной аудитории студенты пишут натюрморт, то у одних он получится чуть теплее, у других - чуть холоднее в целом.

Более того, каждый из художников вообще немного отличается от других по цветовому настрою своих работ. Не случайно так легко бывает узнать знакомую манеру письма.

Видимо, у каждого из нас есть тонкие, индивидуальные особенности восприятия цвета. И это здорово обогащает живопись вообще.

Но почему всё же это слабое отличие по цветовому строю натурных работ не является поводом видеть ошибку в работе? Почему никто не придерётся ни к тому автору, который склонен к оранжевой гамме, ни к тому, который - к зеленоватой или серебристо-фиолетовой?

Всё дело в том, что и тот, и другой, и третий автор правильно передают цветовые отношения в своих работах. То есть цвета на картинах взаимодействуют друг с другом в тех же пропорциях цвета, насыщенности и светлоты, что и цвета в натуре. И если все цветовые сочетания как бы и сдвигаются в сторону синего, желтого или зелёного, то они слегка сдвигаются именно все вместе, сохраняя свою взаимосвязь.

Чтобы проиллюстрировать всё это, возьмём простой учебный натюрморт.

Ковшик и груша, учебная постановка
Ковшик и груша, учебная постановка

Теперь представим, что некто написал эту натуру образцово-показательно, передав оттенки цвета максимально близко к натуре. (На самом деле я просто взяла образцы цвета на фото.) Вот картина авторства этого некто.

"Образцовый" этюд
"Образцовый" этюд

Теперь приведём пример работы автора, который всегда всё пишет чуть холоднее. Здесь как бы ко всем цветам добавлено немного, совсем немного синего, но цветовые отношения сохраняются.

Чуть "сдвинуто" к синему
Чуть "сдвинуто" к синему

Следующий этюд - автора, который склонен к тёплой гамме.

Всё желтоватое.
Всё желтоватое.

И, наконец, зеленоватый "фильтр". Тоже довольно холодный оттенок по сравнению с оригиналом, но всё же ближе к жёлтому.

В сторону зелёного цвета.
В сторону зелёного цвета.

А ещё может случиться так, что цвета, оставаясь в правильных цветовых отношениях, все вместе становятся чуть менее насыщенными.

Или чуть более светлыми. Или тёмными. Или и то, и другое, и третье сразу. Но обязательно все вместе и настолько ненамного, что это только придаёт индивидуальность картине, но не нарушает правильности цветовых сочетаний.

Те же цвета, менее насыщенные, то есть ближе к монохрому.
Те же цвета, менее насыщенные, то есть ближе к монохрому.

Отличия настолько невелики, что все выше приведённые примеры могут показаться практически одинаковыми. Но что будет, если мы нарушим правильную связь цветов, взятую у натуры?

К примеру, в композицию, сдвинутую в желтую сторону, вставим пурпурную драпировку из "синеватого" варианта. Посмотрите, насколько сразу режет глаз ошибка в цветовых отношениях. Особенно заметно это на сочетании фонов, обратите внимание на границу пурпурного и оранжевого на фоне во всех примерах.

Нарушены цветовые отношения
Нарушены цветовые отношения

Вот к условному автору последней работы есть повод придраться. Он неправильно передал цветовые отношения, сочетания цветов в своей работе.

Живописцу важно научиться видеть и анализировать именно это: связь цветов между собой, соотношения внутри цветовых сочетаний, уметь писать не предметы и их раскраску по отдельности, а постоянно сравнивать цветовые пятна между собой. Именно это всегда твердят своим ученикам преподаватели живописи.

Совсем наглядно это представлено вот на этой картинке. Сравните. Вверху фото натюрморта. Внизу два "этюда": один с правильными цветовыми отношениями, пусть чуть холодноватый. А другой - с нарушенными отношениями цветов, раздражающе выделяется красная драпировка. Сразу видно, что цвет взят с ошибкой, цветовая связь нарушена.

Примеры цветовой передачи, верный и с ошибкой.
Примеры цветовой передачи, верный и с ошибкой.

Успехов вам в творчестве!

Систематизация статей этого канала по темам есть на моём сайте, вот здесь.

P. S. А в своих архивах я нашла несколько детских учебных работ, выполненных именно с этой постановки! Интересно посмотреть, полистайте. Возраст авторов разный, это видно по рисункам.