Цвета в живописи: хроматические и ахроматические. Насыщенность цвета.

21 May

Все знают, как выглядит цветовой круг:

Цветовой круг из шести цветов
Цветовой круг из шести цветов

Вот упражнение, нарисованный гуашью цветовой круг с вариантами оттенков, когда в краски добавляются чёрный и белый цвета:

Наисованный гуашью цветовой круг
Наисованный гуашью цветовой круг

Чёрый и белый цвета, а также все оттенки серого между ними называются ахроматическими цветами. А все остальные, от красного до фиолетового - хроматическими. То есть, в переводе, все цвета цветные, а чёрный и белый - не цветные.

Черный и белый, а также промежуточные тона между ними
Черный и белый, а также промежуточные тона между ними

Так, собственно, и есть.

В работе над живописными этюдами все преподаватели всегда учат смешивать краски для того, чтобы передать точный цвет. И это совершенно правильно. О смешивании хроматических цветов между собой можно говорить очень много, это обязательно нужно будет обсудить, а сейчас посмотрим, какие упражнения можно сделать на тему смешивания между собой хроматических и ахроматических цветов, и какой при этом получается результат при работе красками.

Как смешались между собой ахроматические чёрный и белый, показывает картинка выше. Получились серые оттенки, от темного до самого светлого.

Теперь попробуем смешать в разных пропорциях хроматический синий и ахроматический белый. Получится вот такая шкала (делалось акварельными красками, роль белого цвета играет бумага).

Синий и белый, через разные оттенки голубого
Синий и белый, через разные оттенки голубого

Как и в предыдущем случае, светлотный тон получившихся оттенков меняется от более темного к самому светлому белому.

Теперь попробуем сделать переход к чёрному. От зелёного, хроматического.

Шкала от зелёного к чёрному
Шкала от зелёного к чёрному

Теперь произошло затемнение цвета.

А что, если сделать переход к серому?

Это интересный опыт, всем советую сделать такое упражнение, переход от яркого хроматического цвета к серому, по светлоте такому же.

Во-первых, вы увидите, как непросто это сделать, выдерживая ровный тон, не затемняя и не высветляя результат.

А во-вторых, увидите, какая интересная трансформация происходит с исходным ярким цветом, когда краску смешиваешь с монохромным, серым цветом. Он от шага к шагу делается всё более приглушённым, всё менее ярким.

От красного к серому
От красного к серому

Сначала это всё ещё красный, просто менее яркий, но постепенно цвет становится серым с розовым оттенком.

Это свойство делаться менее ярким, оставаясь прежним по светлоте, называется насыщенностью цвета.

Впрочем, смешиваясь с чёрным или белым, цвет, конечно, тоже делается менее насыщенным, как бы менее концентрированным за счёт добавления "бесцветного"цвета.

И для художника это очень важное свойство. А художнику не очень опытному нужно обязательно обратить внимание на это качество цвета и уметь оценивать его в натуре, и правильно передавать в своих этюдах. Только тогда можно добиться правильной передачи цветовых сочетаний.

Вот ещё несколько примеров подобных упражнений с цветом.

Выполнено гуашью, с использованием белой краски.

Цветовые переходы хроматических и ахроматических цветов
Цветовые переходы хроматических и ахроматических цветов

От синего к жёлтому - смешивание хроматических цветов.

От оранжевого к белому, от красного к серому - смешивание хроматических и ахроматических.

И чёрно-белый переход.

Полезное упражнение. Успехов вам!

Та же тема применительно к компьютерному исполнению - в другой статье.

А систематизация статей этого канала по темам статей - на моём сайте, вот здесь.