"Детские" рисунки преподавателя. Часть 1. Чудо-птица. Салют.

13 February

В этой публикации будут мои рисунки. Они сделаны не для самовыражения, а для методики.

Это те картинки, которые я показываю детям на занятиях по изобразительному искусству, когда хочу объяснить им задание на урок.

Если объяснять только на словах, и при этом никаких иллюстраций не показывать, или показывать что-то довольно далёкое, то ученикам трудно понять, что нужно сделать и какая ставится учебная задача. Когда же преподаватель как будто уже выполнил "упражнение", понять поставленную цель гораздо легче.

Конечно, есть и некоторые кажущиеся минусы. Часто дети не утруждаются всё в рисунке делать по-своему, не опираясь на образец, а некоторые вообще просто срисовывают.

Мне это не кажется большим недостатком такого метода. Если ученик ещё не дорос до самостоятельного решения композиционной задачи, то и что ж, пускай. Пусть решает техническую часть задания, это ему как раз по силам. А тот, кому срисовывать неинтересно, и сам не станет копировать. Будет принципиально рисовать своё. Конечно, я всячески рекомендую всем проявлять творческий подход и большую самостоятельность в работе. А тема и задание в любом случае задают некоторые рамки.

Заодно сейчас кратко сформулирую суть заданий, проиллюстрированных этими картинками. Задания рассчитаны на младших школьников, когда им рановато ещё всерьёз изучать перспективное построение. А технику работы с красками, декоративные задачи - уже пора.

Праздничный фейерверк

Салют
Салют

В этом задании важна правильная последовательность выполнения. Сначала рисуем небо. Оно пишется черной краской с обязательным смешиванием с красками других цветов, желтым, синим, красным (кроме белого). Потом - тёмный силуэт города. Затем, после подсыхания первого слоя, рисуем салют, вспышки фейерверков. Здесь нужно смешивать разные цвета, наоборот, с белой краской, и правильно накладывать гуашь: должен получиться достаточно густой, непрозрачный красочный слой. И мазки, которые не будут растекаться.

Затем рисуем светящиеся окна в домах и землю, освещённую разноцветными вспышками. Получается очень красиво. И работы у всех в результате - разные.

Чудо-птица

Это задание выполняется в совсем другой технике. Многим знаком приём работы акварелью по рисунку, резервированному воском. Вот и эта тема решается в такой графике. Рисуем птичку на весь лист, она должна быть плоскостной, декоративной. Обводим рисунок парафином или белым восковым мелком. Узоры на фоне тоже не помешают.

Декоративная птица
Декоративная птица

Раскрашиваем сильно разведёнными водой акварельными красками, не озабочиваясь тем, чтобы не выходить за контур рисунка. Пусть краски растекаются и смешиваются, контур все равно проявится и останется белым. Усваиваем особенность акварельных красок - они прозрачны и текучи, красиво смешиваются, образуя непредсказуемые эффекты переходов цвета. Результат напоминает технику батика.

Если кому-нибудь в работе или для занятий будут полезны такие темы заданий, я буду рада.

Ещё одно из моих заданий для детей вы найдёте здесь. И другое здесь.

Несколько смешных детских рисунков в другой статье.

А оглавление этого канала по темам постов на моём сайте.