Живопись масляной пастелью

23 September

Есть художественная техника, которая как-то не слишком известна и популярна.

Это рисование масляной пастелью.

Вообще масляная пастель - это близкая родственница обычным, очень недорогим восковым мелкам, распространенному материалу для детского творчества. Она прекрасно с ними сочетается, восковые мелки можно использовать совместно с масляными в одной работе.

Это - в отличие от сухих пастельных мелков, которые с масляными никак не сочетаются и даже вообще не смогут сосуществовать на листе из-за несовместимых характеристик. Сухая пастель непрозрачна, способна перекрывать слои на бумаге, ее можно стереть ластиком. И она просто не ляжет на жирный слой воскового или масляного мелка.

Масляная пастель создает яркий прозрачный, никогда не осыпающийся слой, который уже невозможно впоследствии удалить с бумаги, и его нельзя перекрасить. Следующий слой, тоже прозрачный, изменит цвет первого, как акварель, накладываемая лессировками.

Поэтому и вообще техника - живописна, позволяет передавать бесконечное количество оттенков.

Восковые мелки
Восковые мелки

Белый мелок, присутствующий в больших наборах, в основном бесполезен. Он тоже даёт прозрачный слой.

Белый мелок
Белый мелок

Работая масляными или восковыми мелками, мы имеем возможность впустить в картину "воздух", если выберем текстурную акварельную бумагу и не будем "забивать" её поверхность полностью.

Рисование мелками
Рисование мелками

У нас есть возможность работать штрихом, или делать сплошные полупрозрачные тональные пятна. Работаем и линией и смешиванием цветовых оттенков. Здесь огромный простор для выработки собственного графического языка и экспериментов.

Авторский стиль работы будет неповторим.

Вот работа по текстурному тонированному картону, оставлено много "воздуха", присутствует штриховка и линия, переданы цветовые рефлексы, в кружке - ощущение материальности металла.

Натюрморт с металлической кружкой и виноградом
Натюрморт с металлической кружкой и виноградом

Картина на акварельной бумаге, несколько более нагруженная цветовыми слоями. Интересно работать с отражениями. И маленький секрет: при необходимости крошечные белые блики на яблоках можно осторожно процарапать до белого слоя бумаги кончиком ножа.

Интересно и хорошо передаются в этой технике складки на ткани.

Натюрморт с хурмой и яблоками на металлическом блюде.
Натюрморт с хурмой и яблоками на металлическом блюде.

И, в заключение, удивившее меня саму открытие, сделанное, когда я купила именно эти восковые мелки, которые называются Trio Wax, фирмы KOH-I-HOOR. Как не купить "Кохиноры", очень не дорого, в наборе.

Даже небольшой набор, из 6 цветов, дает огромные возможности для живописца.

Оказалось, что эти мелки можно разводить на бумаге, как акварельные, кистью, смоченной в воде! Об этом было сказано мелкими буквами на упаковке. Получаются воздушные, мягкие, совершенно акварельные заливки.

Акварельные разводы, сделанные мокрой кистью
Акварельные разводы, сделанные мокрой кистью

Какие возможности графической и живописной техники открываются, нужно ещё изучать и пробовать!

Успехов вам в творчестве.

Раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи, его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.