Живописный этюд, тренировка для поступающих в ДХШ

6 August

Эта статья для тех, кто хочет попробовать сдать экзамен для поступления в художественную школу.

Не очень важно, детская художественная школа (ДХШ) или вечерняя, взрослая. Чаще всего конкурс в первый класс бывает серьёзный. Особенно, если эта школа ведомственной принадлежности не министерства образования или как оно теперь называется, а подчиняется Министерству культуры.

Дело в том, что интересы у этих ведомств несколько различаются. И, скажем, директор учреждения дополнительного образования, структуры общего образования, вполне может быть не только не художником, а и вообще не иметь никакого отношения к искусству.

А для искусства это важно. И, к тому же, необходимы традиции. Школы Министерства культуры, как правило, старые, существуют ещё с очень давних советских времен (а иногда и досоветских!), и они сохранили ответственность за качество профессиональной подготовки учащихся. Поэтому и конкурс в эти старые школы выше.

А если конкурс высокий, а вы, поступающий, никогда не занимались академическими рисунком и живописью раньше, то задание на вступительном экзамене может быть для вас не очень понятным по задачам. И как будут оценивать: что хорошо в работах поступающих, а что хуже? Что показывает хороший вкус, по мнению преподавателей школы, а что никуда не годится? Вы этого не знаете, и с какой стороны подступиться к работе, не представляете.

Я предлагаю вам заранее сделать живописный этюд, упражнение, которое поможет сориентироваться перед экзаменом по живописи.

Вам, скорее всего, на экзамене предложат сделать кратковременный этюд с простой натурной постановки с 1-2 предметами быта несложной формы, на цветном фоне. Примерно такую:

Постановка, натура для этюда
Постановка, натура для этюда

Прежде всего, сделайте подготовительный карандашный рисунок на выданном формате. У меня это А3, советую и вам взять такой же для этюда. Сейчас у вас достаточно времени для тренировки, торопиться некуда.

Нужно хорошо закомпоновать предметы, то есть разместить их в листе. Старайтесь, чтобы рисунок был уравновешенным.

И приступайте к собственно живописи красками. В моём примере предлагается работать гуашью. Гуашь по своим качествам ближе к масляной живописи, чем к акварели, не станет растекаться, усложняя техническую задачу. Лучше работать новыми красками. И совсем не обязательно покупать дорогие, и такие, где много цветов в наборе. Главное, чтобы краски были в полужидком, мягком состоянии, не засохшие. И ещё потому хорошо работать новыми красками, что в них точно не закончатся белила в течение работы над одним вашим этюдом. :)

Вам вполне хватит 6 цветов для работы над этюдом.

Я в своём примере использовала вот эти цвета:

Краски, использованные в работе.
Краски, использованные в работе.

И ещё вполне можно было обойтись без коричневого.

Итак, начнем работу.

В этом упражнении есть такое требование. Вы должны любой участок изображения писать так, чтобы было множество не растёртых по плоскости мазков, и чтобы мазки были как бы "мерцающими", никаких ровных заливок. А также цвет на любом участке должен состоять из не менее чем 3 разных красок. Не старайтесь смешать краски на палитре до ровного цвета. Пусть они смешиваются в мазках прямо на работе.

И это обязательно. При таком условии каждый небольшой участок изображения будет иметь несколько другой, чем соседний участок, оттенок. Этого и нужно добиться.

Первый этап работы
Первый этап работы

Не закрашивая никакой объект, будь то фон или предмет, полностью, возле границ красочного пятна начинайте работу над передачей соседнего цвета. Это важно для того, чтобы почувствовать и передать цветовые отношения натуры.

Второй этап работы. Соседние цветовые пятна
Второй этап работы. Соседние цветовые пятна

Все время помните о требовании использовать не менее 3 красок на каждом участке. Можно больше.

Третий этап. Основные цветовые отношения
Третий этап. Основные цветовые отношения

Продолжаем заполнять пространство цветом.

Четвертый этап. Светотень
Четвертый этап. Светотень

Если постановка освещена контрастно, обращаем внимание на теплохолодность и тональную разницу теней. Если на экзамене эта задача не ставится, то натурный натюрморт, скорее всего, будет иметь рассеянное освещение.

Пятый этап, различие в оттенках фона по планам и близости к источнику света
Пятый этап, различие в оттенках фона по планам и близости к источнику света

Продолжая работу, обратите внимание, насколько различаются на натурной постановке оттенки даже одной и той же драпировки в разных местах: ближе и дальше от источника света, на переднем плане и на дальнем. Продолжаем работать мазками почти в стиле пуантилистов.

Шестой этап. Белых пространств не осталось
Шестой этап. Белых пространств не осталось

Когда работа практически закончена, можно уделить внимание некоторым деталям. Только постарайтесь не перестараться, прорисовывая, например, узор на поверхности или ободок какой-нибудь кружки. Чаще даже лучше обойтись без них, детали, старательно прорисованные неопытной рукой, будут выглядеть искусственно.

Я прорисовала совсем немного. Узор на горшке копировать не стала.

Итог, завершение работы.
Итог, завершение работы.

Внизу на моём листе образцы использованных красок, это для наглядного пособия ученикам.

А пара работ учащихся с этой постановки вот, показываю. Одна выполнена точно по заданию, с соблюдением всех его условий, а вторая - так, как было привычно автору по предыдущему опыту.

Точно по заданию
Точно по заданию
Как обычно
Как обычно

Вам желаю успеха! Думаю, работу "мерцающими" мазками на экзамене в художественную школу профессиональные преподаватели-художники поймут и оценят.