дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Как художник передаёт объём предметов в рисунке

10 March

Что нужно, чтобы рисунок получился реалистическим и объёмным?

Как и в других статьях, я имею в виду сейчас учебный академический рисунок. Учебный рисунок нужен для того, чтобы художник смог освоить все средства, имеющиеся в его распоряжении и передать на плоской поверхности бумаги впечатление объема и пространства.

Поэтому в учебном рисунке по программе обучения всегда предусматривается обращение к этим важным вещам, к приёмам и средствам. И от рисовальщика требуется показать, что он их понимает и правильно использует.

Какие же главные инструменты и возможности художника в академическом рисунке, когда из материалов, как правило, - только бумага и простой графитный карандаш?

Первое и основное - это правила перспективного построения объёмных форм. Это фактически теоретическая основа рисунка. Это та теория о линии горизонта, точках схода, перспективном сокращении, которую каждый рисовальщик должен знать. Если построение предмета в перспективе выполнено правильно, то у зрителя при рассматривании плоского листа с изображением создаётся верное представление о пространственной форме и ракурсе нарисованного предмета.

Ниже - пример изображения кубика в перспективе.

Построение куба
Построение куба

Следующая возможность для усиления впечатления пространственности и объёма - плановость и воздушная перспектива в рисунке. Эти понятия применимы как к простым линиям, которые могут быть более яркими на переднем плане и более слабыми на дальнем плане, так и к степени проработки деталей и большей контрастности изображения на переднем плане в рисунке. Ниже пример аналогичного предыдущему изображения кубика, но на этом рисунке линии вблизи - ярче и толще, чем линии более удалённые. Благодаря этому приёму впечатление объёмности изображения усиливается.

Усиление переднего плана в линейном рисунке
Усиление переднего плана в линейном рисунке

Третье, очень важное средство передачи объёма - светотень и тон. Светотеневая передача объема также связана с логикой и теорией, с определёнными правилами распределения света и тени по объемным формам, правилами, которые каждый рисовальщик должен знать. Если он эти знания использует в рисунке, то изображение не будет казаться невыразительным и плоским.

Вот пример светотеневого тонального рисунка куба.

Тональный рисунок
Тональный рисунок

И есть ещё важное средство художника, помогающее убедительно передать пространственную форму предметов в академическом рисовании. Это - грамотное использование материала рисунка, умелое применение его возможностей в штриховке. Штрих - это и средство передачи тона самого предмета и светотени, и возможность изобразить качество и материал поверхности предмета, его фактуру. Правильная, а порой и артистичная штриховка усилит впечатление объема, поможет передать мельчайшие нюансы перехода форм, усилит эстетическое воздействие рисунка. Это ещё и авторский почерк художника.

Вот штриховка в рисунке кубика. Штриховка - одновременно и качество линии штриха, когда направление линии даёт возможность показать положение поверхности изображаемого предмета. И тон, который создают линии штриховки в целом. Конечно же, штрих гораздо выразительнее простой тушёвки серым тоном.

Сравните затушёванный рисунок выше и рисунок со штриховкой.

Штриховка в рисунке кубика
Штриховка в рисунке кубика

В академическом рисунке всегда есть требование к художнику использовать все доступные выразительные средства для передачи объёма - перспективу, плановость, светотень и штрих.

Этим учебный рисунок отличается от творческого, который может быть, к примеру, чисто линейным, или построенным исключительно на тональных пятнах, или же быть плоскостным и декоративным. В авторской творческой работе художник использует те средства, которые нужны ему именно сейчас.

Вот примеры графических иллюстраций замечательного художника Николая Кузьмина.

Только линия.

Пушкин и Онегин. Н. Кузьмин
Пушкин и Онегин. Н. Кузьмин

Только пятно.

На бульваре, акварель. Н. Кузьмин
На бульваре, акварель. Н. Кузьмин

Иллюстрации замечательные, хотя графический язык автора очень лаконичен.

Успехов и вам в творчестве!

Оглавление этого канала по темам постов здесь, на моём сайте.