797 subscribers

Как писать отражение?

304 full reads
395 story viewsUnique page visitors
304 read the story to the endThat's 77% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Как изображать блестящие предметы?

Очень часто предметы из металла с блестящей поверхностью пишут серым цветом. Казалось бы, логично: сталь серая, алюминий тоже.

Этюд натюрморта с металлическим блюдом
Этюд натюрморта с металлическим блюдом

На самом деле это неправильно. Блестящая поверхность потому и блестящая, что она отражает все световые лучи, которые на неё попадают. И все цвета, соответственно. Поэтому она почти не имеет собственной окраски. А точнее, собственный цвет металла - не главное, что определяет вид блестящей поверхности.

Отражающую световые лучи гладкую, блестящую поверхность можно представить себе как поверхность зеркала. А зеркало, если немного пофантазировать, похоже на границу между двумя объёмными мирами - нашим и другим, точно таким же, но "наоборотным", перевёрнутым.

И поверхность полированного металла показывает все цвета того, перевёрнутого мира. А если она ровная, как зеркало, то и все предметы показывает, и их мы видим со своей точки зрения, из нашего мира.

Вот, допустим, кофейник, два мандарина и конфета "трюфель", которые лежат и стоят на полированном стальном блюде.

(Это я продолжаю серию этюдов по представлению, в которых исследую закономерности и правила живописи. Первая часть здесь, вторая по этой ссылке).

Нарисуем такой, представленный в уме, натюрморт.

Придуманная постановка
Придуманная постановка

Как будут выглядеть отражения предметов?

Они будут похожи на копии предметов, перевёрнутые вверх ногами и приставленные к настоящим предметам снизу. А строиться в пространстве они будут по правилам перспективы нашего мира, вот так:

Рисунок с отражениями
Рисунок с отражениями

И получается, что для того, чтобы написать блестящее блюдо, мы должны изобразить как бы видимый в нём кусочек перевёрнутого пространства, лучи цветов которого проходят сквозь границу миров, а роль границы выполняет поверхность блюда. При этом цвета, проходя через эту границу миров, немного теряют в насыщенности и светлоте.

Если сделать именно так, материальность металла будет передана верно.

(Конечно, в искривленной поверхности, например, блестящего самовара, форма отраженных предметов будет искажена).

Попробую выполнить этот этюд воображаемого натюрморта в технике акварельных карандашей. Честно говоря, я мало ими работала, нет особого навыка, посмотрим, что получится.

Ниже в галерее - три последовательных этапа рисования самих предметов. Помню о взаимном влиянии цветов предметов друг на друга, штриховкой ввожу нужный дополнительный оттенок.

Теперь - мир отражения. В блюде - цвета предметов и драпировок постановки. (Два фото в галерее).

Дальше хочу попробовать размыть акварельные карандаши водой, на то они и акварельные.

Размывать штрихи буду специальной кисточкой с резервуаром для воды, это удобно. Чуть нажимаешь на корпус, и выделяется капля воды.

Размываю штрихи кистью с водяным резервуаром
Размываю штрихи кистью с водяным резервуаром

Вот процесс раскрашивания и размывания, далёкий, честно говоря, от мастерства. Два фото.

И в конце я ещё раз прошлась карандашами, штрихом, сверху по просохшему этюду. И не удержалась, сделала блики белилами на выпуклых местах. Главное, не переборщить с эффектами.

Вот такой этюдик получился.

Работа закончена. Хоть и не шедевр, но все же... :)
Работа закончена. Хоть и не шедевр, но все же... :)

Вам успехов в творчестве!

Вот здесь можно посмотреть ещё один этюд с отражениями, выполненный акварелью с натуры.

А весь раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи, его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.