Конструктивная зарисовка учебного натюрморта

16 September

По моим наблюдениям, именно сейчас особенно явно происходит разделение в методике преподавания рисунка на конструктивный подход и подход тональный, более близкий к натуралистическому.

Традиционный тональный подход обычно более присущ искусству станковому - реалистической живописи, графике.

Конструктивный подход к рисунку очень важен для дизайна и вообще для проектирования объемно-пространственных решений.

И, соответственно, требования учебных заведений постепенно смещаются в сторону конструктивного рисунка там, где он требуется по характеру применения в современной жизни, где все связано с современными технологиями и ускоряющимся ритмом.

Если вы хотите, чтобы ваш учебный рисунок был конструктивным, то нужно обратить особенное внимание на несколько важных его характеристик. Нужно привыкнуть к нескольким требованиям, предъявляемым к работе, и обязательно всегда их выполнять.

Во-первых, каждый раз работайте от общего к частному. Не прорабатывайте в работе детали, пока окончательно не определитесь с композицией и пропорциями.

Во-вторых, не стесняйтесь линий построения и линий сквозной прорисовки. Часто они не мешают восприятию пространственности в рисунке, а помогают ему. Принимайте окончательное решение, быть им, в какой степени быть заметными, или не быть на листе, на самых последних стадиях работы.

В-третьих, используйте все средства выявления объема. Включая линию, воздушную перспективу, характеристики штриховки.

Надо заметить, что не всегда в рисунке, который можно охарактеризовать как линейно-конструктивный, есть тщательный тональный разбор и выявление фактуры и мелких подробностей поверхности. Нужно осознавать, насколько это важно в конкретной задаче художника.

Хочу привести задание по рисунку, зарисовку, ориентированную на объемно-конструктивные задачи. Это задание можно выполнить на начальном этапе обучения.

На постановке три предмета, они имеют очень простую форму, близкую к простым геометрическим телам, строить которые рисующий уже умеет.

Начинаем рисунок с размещения предметов на листе, с композиции рисунка. Заметьте, уже на этой стадии появляются оси симметрии и невидимые линии, а также намечена предметная плоскость.

Компоновка
Компоновка

Дальше - уточнение пропорций и деталей.

Уточнение деталей
Уточнение деталей

Обязательно - сквозная прорисовка формы, правильная степень раскрытости эллипсов, верные направления на точки схода.

Перспективное построение
Перспективное построение

Начинаем анализировать светотень. Выявляем границу света и тени на предметах, как она проходит по форме. Эта часть работы очень важна. Она показывает зрителю, насколько точно чувствует автор закономерности светотени при направленном освещении.

Видите, на этой стадии вообще выявлена именно только граница светотени, тень в глубине ещё на тронута штриховкой. Но объему это уже помогает проявиться.

Граница света и тени на предметах
Граница света и тени на предметах

Дальше анализируем падающие тени и изображаем их, продумав направление штриха.

Падающие от предметов на плоскости тени
Падающие от предметов на плоскости тени

Продолжаем светотеневую проработку, заполняем собственные тени штрихом, но так и оставляем наибольший контраст на границах света и тени объемных форм. Свет пока вообще не штрихуем.

Собственные тени, те, что на предметах
Собственные тени, те, что на предметах

Теперь уделяем внимание деталям. Продумываем яркость линий: на переднем плане они более четкие, с более сильным нажимом. Сохраняем линии построения. Если что-то мешает восприятию формы или просто лишнее, убираем.

Уточнение деталей, штриха и линий построения
Уточнение деталей, штриха и линий построения

На этой стадии конструктивную зарисовку можно закончить, выполнив её основные задачи.

Заметьте, здесь не было требования сделать тональный разбор предметов и показать их материальность. В принципе, если рисунок продолжить, эти задачи можно выполнить, доведя рисунок до натуралистичности.

А вот начинать с натурализма и деталей и логично придти к конструктивности рисовальщику не удастся без потерь и полного перерисовывания.

Успехов вам.

Последовательные ссылки на статьи этого канала по теме "учебный рисунок и живопись" здесь, на моем сайте.