797 subscribers

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

291 full read
390 story viewsUnique page visitors
291 read the story to the endThat's 75% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Как поставить учебный натюрморт? Простая ли это задача?

Казалось бы, это как раз самое несложное. Выставил преподаватель вазочку, крынку, яблоко и пару тряпочек-драпировок, и готово. Старайтесь, ученики, показывайте своё умение.

И если вам скажут, что на это у педагога уходят часы, в это как-то не верится.

Я решила описать процесс составления учебного натюрморта. Зафиксировать его, с фотографиями.

Это будет совсем простая учебная постановка. Из двух-трёх предметов, на два занятия, и формат листа не больше А3. Дисциплина - живопись, тема - передача точных оттенков цвета в натюрморте и особенно цветовых рефлексов в тёмном предмете.

Вот как происходит работа над составлением натурной постановки. Процесс описан с сокращениями, конечно.

Для начала выбираю главный предмет. Чёрный, хорошо отражающий цвета. Глазурованный керамический кофейник.

Главный "герой" натюрморта
Главный "герой" натюрморта

На предметную плоскость - ткань темно-красного цвета, чтобы давала рефлексы снизу. На задний фон - розовато-серую.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Нет, на фон лучше чуть поместить драпировку более тёплого оттенка и немного плотнее по тону. Так гармоничнее.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

А светло-розовую положим рядом складками, они добавят декоративности и атласным блеском подчеркнут некоторую ретро стилистику и добавят декоративности.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Дальше - ещё один предмет.

Из той же эпохи. Чайную пару дулёвского фарфора?

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Нет, не то. Много внимания на себя берёт, и цельность теряется.

Это будет металлическая тарелка. Тоже немного ретро, к тому же другая, контрастная керамике материальность, и рефлексы будут на ней очень хорошо видны.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Так. Теперь будем искать, что положить на это блюдо с рефлексами. Пробуем.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Груша - дает мрачноватый настрой. Лимон всё забивает яркостью. Яблоко красное немного "проваливается", недостаточно активно, мало контраста с фоном внизу. Много фруктов - явный перебор.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

И эти варианты не устраивают. Кроме, пожалуй, последнего.

Да. Пусть будет зелёное яркое яблоко. Оно не "спорит" значимостью с кофейником и вид получается не скучный по цветовому сочетанию.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Но теперь композиционно пустоват правый нижний угол.

Попробуем заполнить. С учётом, что крупные фрукты мы уже пытались рядом положить, но они мешают. Отбирают много внимания зрителя.

Чашку?

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Ой, нет. Совсем "не отсюда". Весь стилевой настрой пропал.

Другую кружку?

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Сумрачный колорит сохраняется, но какая же она огромная! Не пойдёт.

Стакан с чистой водой.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Красиво. Но это сильно усложняет задачу учащихся и уведёт их внимание от рефлексов на чёрном. Придётся отказаться.

Что, если поставить предмет в природе того же богатого на оттенки черного? Предмет небольшой, который даст интересное композиционное пятно и не будет брать на себя слишком много внимания зрителя? Малоконтрастный с фоном?

Есть такая чашечка.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Хорошо. Но скучновато. И мрачновато. Потому что цвет одинаковый с кофейником. И по массе, и во многом по форме, повторяет яблоко. Надо найти что-то другое, тоже тёмное, близкое по цвету, но другого оттенка , а также формой и размером совсем иное, чтобы композиция была интереснее.

Есть ягоды. Черешня или вишня? Муляжи, конечно :)

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Решила выбрать черешню, тот вариант, что справа. С вишней хорошо, вроде бы даже чуточку цельнее, благороднее, зато у черешни есть красные тона, работающие на выявление переднего плана в этюде. И разница в цвете с кофейником более явная.

Готово.

А чтобы показать, как богат на цветовые рефлексы чёрный предмет, я сфотографировала фрагмент натюрморта вблизи. Живописцам нужно увидеть в натюрморте и передать это разнообразие цвета в красках.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Всё, постановка закончена. Ушло немало времени на её сочинение. Не все варианты здесь показаны. Было гораздо больше.

И для дополнения статьи и сравнения результата я покажу, что изменится в гармонии натюрморта, если всего-навсего вместо розовой драпировки на фоне положить ткань другого цвета. Сравните. По-моему, всё разваливается.

Поставить натуру для учебного натюрморта. Как это бывает.

Но, может быть, вы с этим не согласны.

Напишите, какие варианты вам понравились больше?

Оглавление этого канала по темам постов есть на моём сайте .

Успехов вам!