Пропорции в учебном рисунке

14 May

Чаще всего, когда заходит речь о пропорциях, вспоминают характеристики совершенных произведений искусства и определённые правила и закономерности. Говорят о золотом сечении, приводят в пример рисунок витрувианского человека, рассказывают о закономерностях соотношений размеров и правилах изображения лица и фигуры.

Мне бы хотелось вспомнить об этой теме в связи с практическим обучением рисованию.

Насколько важно уметь передавать пропорции натуры в рисунке, и что для этого нужно?

Правильно переданные пропорции натуры - это реалистичность сюжетной картины, убедительность натюрморта, полнота впечатления от пейзажа.

Но особенно важно точно передать соотношение всех частей натуры в изображении лица и фигуры конкретного человека. Необходимое качество портрета - похожесть изображаемой личности. Если изображение не похоже на оригинал - это уже не портрет.

Часто преподаватели слышат: хочу научиться рисовать портреты. Профессиональные художники на это отвечают - для этого нужно освоить навыки объемного построения, светотени, композиции, владения техникой материала.

И это так и есть. И можно в какой-то срок научиться все это применять. Но вот точной передаче пропорций и умению создать узнаваемый образ рисовальщику придётся учиться всегда. И развивать это умение постоянно, тренировать его. Для этого нужна постоянная практика, рисовать нужно действительно каждый день. Как музыканту играть гаммы, а актёру репетировать.

Исключением, наверное, является перерисовка и обработка фотографий, но ведь это несколько другой жанр.

Для иллюстрации важности передачи пропорций, то есть правильного взаимного соотношения частей натуры, приведу пример.

Вот античная голова Аполлона, фото.

Античная голова Аполлона
Античная голова Аполлона

И две зарисовки, сделанные с этой модели, в целом с правильным построением, но с некоторым нарушением пропорций.

Тут длинноват нос.

Набросок с длинным носом
Набросок с длинным носом

А тут тяжеловат подбородок.

Набросок с великоватой нижней частью лица
Набросок с великоватой нижней частью лица

И становится понятно, какие важные требования предъявляются в портрете к точности пропорций. Усилить похожесть рисунка может даже наблюдательно подмеченная лёгкая асимметричность, характерные морщинки, узнаваемый ракурс.

Поэтому и тогда, когда мы рисуем учебную постановку, натюрморт, гипсовую модель, мы всегда должны следить за тем, чтобы предметы получались похожими на натуру. Чтобы соотношения размеров предметов между собой и их части были правильными. И, хотя ваш натюрморт впоследствии вряд ли зритель сможет сравнить с натурой и заметить, что пропорции неправильные, уделять этому внимание в процессе работы всегда нужно. Собственно, когда мы рисуем предмет с натуры - мы рисуем портрет этого предмета.

Вот вазы (в некоторых воплощениях это крынки). Видно, что конструкция у них одна и та же. Однако, пропорции частей конструкции разные. И это поэтому четыре разные вазы, а не одна и та же.

Четыре вазы
Четыре вазы

А вот чайники-кофейники. Та же история. Конструкция похожа, а пропорции разные. И чайники поэтому совершенно различные.

Четыре разных чайника
Четыре разных чайника

А вот ещё один пример. Две обычные кухонные разделочные доски в разных ракурсах. И тоже видно, что это две разные доски, с разных размеров ручкой, разной толщины. Хотя построение конструкции идёт по одному и тому же принципу.

Две разделочные доски
Две разделочные доски

А ещё у некоторых людей глазомер от природы развит хорошо, и им можно немного позавидовать. У них портретные зарисовки получаются легко и артистично. А всем остальным это чувство пропорций нужно постоянно развивать.

Успехов вам в творчестве!

Систематизация статей этого канала на моём сайте, вот здесь.