782 subscribers

Рисуем группу геометрических тел на предметной плоскости

<100 full reads
113 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 79% of the total page views
1 minute — average reading time

В этот раз будем рисовать объемные геометрические тела не по отдельности, а группой, в виде натюрморта. Такой рисунок более сложный, так как нужно передать конструкцию предметов, стоящих на одной и той же плоскости, а также иметь в виду единое направление световых лучей, нарисовать падающие тени, учесть разную удаленность фигур от зрителя, а также создать композиционно цельную работу.

Сначала введем понятие формата.

Нарисуем на листе границы будущего рисунка. И в дальнейшем композицию картины будем выстраивать в пределах этой рамки.

Рисунок нужно будет композиционно уравновесить.

О равновесии композиции статья здесь.

Об основных принципах размещения в листе почитайте эту статью.

О типичных композиционных ошибках почитайте ещё одну статью канала.

Обозначение нашего формата листа для нового задания
Обозначение нашего формата листа для нового задания
Обозначение нашего формата листа для нового задания

Художники обычно рисуют с натуры на заданном формате. (У нас сейчас есть преимущество перед ними в связи с тем, что на нашем альбомном листе за прямоугольником формата остаются поля, в пределах которых мы потом сможем добавит места картине, если вдруг не хватит. Но это секретное оружие).

Итак, формат обозначен. Теперь рисуем предметную плоскость для будущей постановки. Предметная плоскость - это прямоугольный "столик", ровная поверхность, на которой стоит натюрморт. Поскольку он объемный, его края также строятся по правилам перспективы, удаляясь попарно к не поместившимся на листе точкам схода. И сама предметная плоскость вся не поместилась. Это и не требуется. Главное, чтобы предметы поместились целиком и не были по отношению к формату слишком большими или слишком маленькими.

Предметная плоскость
Предметная плоскость
Предметная плоскость

Рисуем на плоскости три предмета: знакомые уже нам куб, цилиндр и шар. Пропорции предметов произвольные, поскольку они у нас с вами придуманы.

Но нужно их а) красиво закомпоновать, образовав цельную группу; б) сообразить, где один предмет может частично закрывать другой, поскольку он стоит ближе; б) проследить, чтобы прорисованные насквозь основания предметов соответствовали по своей "раскрытости" плоскости, на которой предметы стоят, и друг другу.

Конструктивный рисунок
Конструктивный рисунок
Конструктивный рисунок

Теперь очередь светотени. Источник света общий, значит, освещенные стороны предметов направлены в одну сторону.

Появляются падающие тени, лежащие на предметной плоскости, а где-то и на соседние предметы.

Ни в коем случае не забываем о световых рефлексах. Впрочем, как и о сохранении сквозной прорисовки, осей симметрии , соблюдении точности вертикалей и вообще линий построения.

Штрихуем тени, соблюдая правило "штрих по форме": где поверхность ровная - штрих прямой. Где криволинейная - соответствующей формы и штрих. Пространственное воображение вынуждено развиваться прямо на глазах.

Постоянно проверяем себя: раскрытость эллипсов в зависимости от удаленности от линии горизонта, точность их прорисовки, симметрию тел вращения относительно осей.

Самые освещенные места пока, в этом рисунке, не штрихуем. Заканчиваем работу.

Конструктивный рисунок со светотеневой моделировкой, композиция из трех объемных геометрических фигур
Конструктивный рисунок со светотеневой моделировкой, композиция из трех объемных геометрических фигур
Конструктивный рисунок со светотеневой моделировкой, композиция из трех объемных геометрических фигур

Это - задание из моего дистанционного курса по учебному рисунку, подробности на сайте. Предыдущее задание здесь.

Если вас заинтересует оглавление дзен-канала "Топ-топ арт" по рубрикам, то оно тоже на моем сайте.

Успехов вам в творчестве.