Рисунок тональный и линейно-конструктивный

20 June

Считается, что в учебном рисовании существуют два принципиально разных подхода к изображению объёма на плоскости: тональный и линейно-конструктивный.

Для знакомства с теоретическими положениями можно по ссылке прочитать статью из книги "Очерки по истории методов преподавания рисунка".

На самом деле, эти отличия в подходах проявляются, как правило, в начале работы над учебным натурным рисунком, в приёмах и последовательности изображения.

При тональном подходе предпочтение отдается иллюзорно точному воспроизведению внешних особенностей натуры, эстетике штриха и точности характеристик "светлее-темнее".

Посмотрите на иллюстрацию из учебной книги по рисунку, изданной в Китае. Впечатляет скрупулезность передачи деталей поверхности и вообще материальность, фотографическая убедительность изображения. Это рисунок, законченно проработанный тонально.

Тональный рисунок
Тональный рисунок

А ниже линейно-конструктивный рисунок, взятый оттуда же.

Линейно-конструктивный рисунок
Линейно-конструктивный рисунок

Здесь нет окончательного распределения тона, не заштрихован, к примеру, фон за предметами. Нет не характеризующих общий объём мелких подробностей. Зато имеется сквозная прорисовка формы, графически отображается анализ освещённости, есть подчеркивающее конструкцию усиление нажима линий на переднем плане и усиление тонального контраста в ключевых местах объема.

На практике разный подход к рисунку может также характеризоваться художниками как подход "от пятна" и подход "от конструкции".

В первом случае начало работы с формой идет от нанесения тонального пятна силуэта предмета и наложения светотени, опять же, тоном.

Во втором случае рисунок начинается с линейного построения осей и контура предметов со сквозной прорисовкой.

Эти различия очень заметны на начальной стадии работы над учебным рисунком. Дальше происходит сближение методов. Тональная зарисовка обязательно начинает проверяться построением, понадобятся вспомогательные линии прорисовки и осевые линии.

Конструктивный анализ в линейном рисунке в процессе работы начинает дополняться тоном с передачей светотени и выявлением объема штриховкой.

Задачи учебного рисунка едины и в том и в другом случае: это - передача объёма и пропорций на плоскости. Разница есть в тонкостях методики обучения, обусловлена она традицией конкретной школы рисунка и склонностями самого художника.

Важно, чтобы в работе в любом случае присутствовала правильная конструктивная основа, построенная по законам перспективы. Рисунок, не доведённый до передачи буквально всех деталей натуры, но построенный в основе правильно, может быть логично продолжен в сторону детализации, с опорой на эту основу.

Если же тон и фактура, артистичная штриховка украшают плохое построение и неправильные пропорции - продолжить такую работу не получится, придется все украшения стирать и строить форму заново.

Пример начала работы над зарисовкой предмета, конструктивный подход:

Старинный утюг, начало работы
Старинный утюг, начало работы

Продолжение, анализ светотени и уточнение формы:

Рисунок старинного утюга, светотень
Рисунок старинного утюга, светотень

Проработка формы, штриховка, детализация в процессе рисования.

Рисунок старинного утюга, учебная работа. Штриховка по форме, детализация.
Рисунок старинного утюга, учебная работа. Штриховка по форме, детализация.

Вот ещё один учебный рисунок, начало работы над несложной постановкой по методике конструктивного анализа формы:

Учебная постановка
Учебная постановка

Систематизация статей канала по темам - на моём сайте, по ссылке.

Успехов!