Суровые педагоги художественных школ

3 February

Учебные работы
Учебные работы

Хочу поделиться своим мнением и поинтересоваться вашим, если вы или ваши близкие получали профессиональное художественное образование. Имеется в виду не детский кружок или изостудия для малышей, а именно профессиональное заведение, начиная от художественной школы.

Так вот, если у вас есть такой опыт: не кажется ли вам, что во время обучения живописи и рисунку в серьёзном заведении подростки и молодые люди гораздо чаще выслушивают от своих педагогов негативное мнение о себе и своих работах, чем позитивное?

По моему опыту, в классах художественных школ, училищ и институтов вообще почти никогда никого не хвалят.

В лучшем случае (если это вообще лучше, чем ничего) в группе учащихся имеется некий лидер, о котором все знают, что он талантливый и успешный. Ему ставят четвёрки (иногда и пятерки!) на просмотрах, а почти всем остальным тройки.

При разборе работ, даже достаточно внимательном, всегда идёт основной упор на жёсткую критику работ практически всех учеников.

Пускай критика справедливая, не возражаю. Но ведь и достоинства всегда есть. Мне кажется, что почти никогда не говорится педагогом ученику: "А вот это и это у тебя получилось хорошо! А вот это очень хорошо! В этом ты силён. Обрати внимание, что, если ты бы сделал вот тут чуть-чуть по-другому, то было бы ещё лучше". В общем, так - не бывает. Обычно скажут, что "в целом рисунок слабый".

Я не знаю, почему это происходит. Наверное, педагогу важно изо всех сил подтянуть свою группу до какого-то ему нужного уровня, и он думает, что если ругать - то это действует эффективнее.

Возможно, с кем-то из учеников это и так.

Но с большинством учащихся (или с очень значительной частью) это работает в совсем другом направлении.

Обычно каждый из учеников, будучи по природе своей эмоциональным и впечатлительным человеком, начинает в результате такой перманентной негативной оценки от уважаемого педагога считать себя не талантливым. Зажимается. На самом деле для зажима не так много надо... Вспомните, у кого есть опыт, себя самого. Вы ведь и сейчас думаете, что у вас нет особых способностей, верно? Вы считаете, что ну да, чему-то научились, но на самом деле звёзд с неба не хватаете. Вот такой-то однокашник (обычно тот самый тогдашний "лидер") - действительно талантлив, хоть он и лентяй и циник.

А особенно эмоционально тяжело честным, впечатлительным и старательным учащимся, когда такая "методика" превалирует в творческих дисциплинах. В композиции, в проектировании. Там, где оценка в большой степени вкусовая и не слишком-то объективная. Часто - сколько людей, столько и мнений. А тут педагог сказал "слабо", "неправильно", "безвкусно". И ученик ему верит... Педагог-то художник!

А других мнений учащийся не слышит, даже когда на просмотре коллегия преподавателей до скандала спорит друг с другом по поводу оценки работ. Ученик не знает, что на самом деле единого бесспорного суждения в искусстве нет. В том числе и по поводу его рисунков.

Учителя, будьте более щадящими и более деликатными в своих отзывах и оценках, внимательнее ищите достоинства и перспективы, наряду с недостатками в ученических картинах. Не убивайте в подопечных веру в себя. Так трудно вашим ученикам потом выходить из этого состояния зажима и скованности.

Оглавление этого канала по темам постов здесь, на моём сайте.