797 subscribers

Светотень на основных геометрических формах

485 full reads
820 story viewsUnique page visitors
485 read the story to the endThat's 59% of the total page views
1 minute — average reading time

Разберем закономерности распределения света на основных геометрических формах при контрастном освещении.

Нарисуем для примера четыре геометрических тела. Пусть это будет линейно-конструктивная зарисовка со сквозной прорисовкой.

Куб и конус
Куб и конус
Шар и цилиндр
Шар и цилиндр

Теперь нужно с помощью штриховки выявить освещенность этих объемных фигур.

Куб в этом смысле - проще всего. У него мы видим и показываем три, реже две грани, квадратные плоскости поверхности. На одну из них лучи падают почти отвесно, она будет самая светлая. Другая сторона освещена под небольшим углом, "скользящим" светом. Здесь полутень. И третья - в тени, она самая темная.

Куб, светотень
Куб, светотень

Штрихуем поверхности прямыми штрихами, направления штриховки могут быть различные. Но штрих не должен противоречить направлению и форме прямой поверхности. Если этим соображением пренебречь, вы можете исказить форму предмета.

Криволинейный штрих. Получилась как будто вмятина
Криволинейный штрих. Получилась как будто вмятина

Цилиндр и конус. У эти тел вращения также есть освещенная и теневая стороны. Но, так как нет перелома, резкого перехода формы поверхности, переход света в тень также происходит плавно. Свет через зону полутени постепенно переходит в тень.

Самое темное место у тел вращения находится не возле контура. Именно к контуру насыщенность собственной тени предмета несколько ослабевает, светлеет. Это заметное ослабление тени называется световым рефлексом и происходит из-за того, что на предмет отбрасывают отраженный свет предметные плоскости, фон и окружающие предметы.

Про рефлекс рисовальщику никогда нельзя забывать, надо постараться его увидеть в натуре и передать. Предметы, на которых передан рефлекс, выглядят на рисунке значительно более объемно. Нужно только помнить, что тон рефлекса никогда не может быть светлее, чем предмет на свету. Рефлекс все-таки всегда в составе тени.

Цилиндр с освещением. Свет, полутень, тень с рефлексом.
Цилиндр с освещением. Свет, полутень, тень с рефлексом.
Конус, светотень
Конус, светотень

Аналогично светотень распределяется по поверхности шара. Объем шара вообще невозможно передать кроме как светотеневой моделировкой. Для шара особенно важно расположение источника света. Граница светотени - размытая, плавная, тем не менее она всегда есть, и рисовальщику нужно четко представлять, как она расположена в пространстве. Она будет проходить, как экватор планеты, по самому широкому месту шара и будет перпендикулярна к направлению световых лучей, как экватор лежит перпендикулярно оси планеты. На "макушке" этой "планеты" расположится блик, если шарообразный предмет блестящий. Рефлекс появится ближе к точке опоры шара. Трудность рисования шара с натуры состоит в том, что на практике очень часто поверхность модели имеет какие-то случайные пятна, отражения и т. д., которые сбивают рисующего, если он не отдает четкого приоритета конструкции и не слишком хорошо представляет, где должен быть свет, самая сильная тень и где рефлекс.

Шар
Шар

Штрихуя тени на объёмных телах, нужно всегда помнить о форме штриха.

Нет смысла делать закругленный штрих на плоских ровных поверхностях параллелепипедов и призм.

Также невозможно передать закругленную поверхность исключительно прямым штрихом. Совет: представьте, что вы рисуете не по плоскому листу, а прямо по объемной поверхности, по поверхности самого предмета. Тогда интуитивно вы выберете подходящий способ штриховки.

У тел вращения штрих не должен "упираться" в контур, обозначающий край фигуры. Как поверхность переходит с видимой на невидимую сторону предмета, так и штрих должен изгибаться и сливаться с контуром, показывая направление изгиба.

В этом месте штрих "ломает" форму
В этом месте штрих "ломает" форму

Два слова о падающей тени. Она начинается в месте перехода освещенной сати предмета в теневую, у основания предмета. Штрихуется она в соответствии с поверхностью, на которую она падает, на плоскость или другие предметы, штрих не должен ориентироваться по направлению очертаний тени. Самая темная и контрастная, с четким краем падающая тень - в своем начале. Дальше она становится светлее, край её делается более мягким, размытым.

Штриховка, кстати, как и почерк, своим качеством очень индивидуальна. Подробнее на канале рассказывает о ней статья.

По каким-то писаным правилам нужно штриховать, с каждым штрихом отрывая карандаш от бумаги. На практике это далеко не всегда соблюдается и не всегда нужно.

Итак, выявляем светотень, штрихуем геометрические тела.

Если хотите записаться на удаленный курс (и получать оценки), приходите на мой сайт. Вы мне поможете развить этот курс. Называется он "Учебный рисунок для всех и везде". Может быть, кому-то понадобится промокод: learn draw.

Если вас заинтересует оглавление дзен-канала "Топ-топ арт" по рубрикам, то оно тоже на моем сайте.

Успехов вам в творчестве.