Учебное задание для знакомства с возможностями акварели

11 November 2020

В изостудии и художественной школе на занятиях по живописи используются для работы, как правило, акварельные краски.

Это оптимальный вариант для обучения: они не издают резких запахов, как разбавители для масла, не меняют цвет после высыхания, и, в конце концов, не дорогие.

Но это не самый простой материал для начинающего. Очень часто не привыкший к акварели человек практически не чувствует материала. Он, не имея опыта, не видит красоты и возможностей, присущих именно акварели. Типичные для первых работ технические недостатки - это затертость бумаги, раскрашивание почти сухой кистью с растиранием, и, часто, работа такой густой краской, что появляется глянцевый блеск клея на высохшей поверхности. Бывают проблемы со смешиванием цветов, а ещё стремление добавлять оттенки "потом", но без умения работать лессировками.

Вот примеры.

Однообразие техники, сухая кисть.
Однообразие техники, сухая кисть.

Затертая бумага, белый пигмент вместо прозрачности
Затертая бумага, белый пигмент вместо прозрачности

Скованность  при передаче оттенков, "растирание" краски
Скованность при передаче оттенков, "растирание" краски

Для раскрепощения живописца очень полезны и обычно обязательно включаются в программу этюды по-сырому (статья по ссылке), когда художник работает по мокрой бумаге.

А для того, чтобы закрепить и развить представление ученика о возможностях и красоте акварели, я предлагаю чуть расширенное по времени и формату декоративное учебное задание, которое совмещает эффектность заливок краски "по-сырому" и позволяет, в то же время, соблюдать точные очертания предметов. Все это благодаря простому известному приёму.

Задание такое.

Ставим красивую натурную постановку.

Не беда, если она покажется несколько сложной для построения начинающим. Оговорим специально, что эта работа чисто декоративная, и передача объема, в академическом понимании, не ставится как специальная задача. Зато важна композиция и выразительность силуэтов.

Рисуем заготовку декоративной композиции карандашом.

Затем обводим контуры предметов воском, парафином или белой масляной пастелью.

Потом кладем рисунок на горизонтальную поверхность, подложив плёнку, смачиваем бумагу и начинаем писать по-сырому.

В процессе работы
В процессе работы

Теперь, когда мы будем работать акварельными красками, не жалея пигмента и воды, контуры рисунка все равно останутся не закрашенными.

А если краска вытечет за пределы нужного силуэта и смешается с цветом фона, создав красивые разводы, то это будет только плюсом для картины. Даже лужи из воды с краской, если дать им высохнуть, дадут красивые и неожиданные эффекты.

Пока всё мокрое...
Пока всё мокрое...
Учебное задание для знакомства с возможностями акварели
Пока всё мокрое...

Удобно работать со специальной пластмассовой палитрой для акварели, потому что в её ячейках можно развести краску в достаточном количестве воды.

Когда всё высохло, получилось что-то на самом деле неповторимое и непредсказуемое. Картина напоминает батик. И акварель проявила в ней себя с самой лучшей стороны. Автор не может этого не увидеть и не залюбоваться собственной работой.

Готовый просохший этюд
Готовый просохший этюд

Думаю, в дальнейшем ему легче будет почувствовать этот материал и научиться живописной технике акварели. Вместе с тем, он продолжит осваивать живописные приёмы и средства передачи материальности и объёма.

Оглавление этого канала по темам постов есть на моём сайте.

Подборка об учебном рисунке и живописи здесь.

Успехов вам!