Учебный натюрморт с белым предметом

9 September

Для чего в учебную программу по живописи включён натюрморт с белым предметом?

Потому что белый цвет красиво дополняет общую гамму?

Для того, чтобы создать шкалу, выставить ориентиры по светлотному тону, разобрать характеристики предметов от самого темного до самого светлого?

Чтобы представить в поставленной для этюда натуре нейтральное по теплохолодности пятно?

Да, все эти соображения важны.

Однако, на самом деле, главной является та причина включения в постановку на определенном этапе белого предмета, что на белом объеме яснее всего выявляются цветовые рефлексы.

(О цветовых рефлексах можно почитать на этом канале по ссылкам: здесь и здесь. И посмотреть ещё пример учебного натюрморта с поставленной задачей передачи рефлексов.)

А белый цвет, особенно в тени, особенно наглядно для наблюдателя вбирает в себя характеристики окружающей цветовой среды. Если предмет находится среди красного окружения, то и рефлекс будет розовым. Если он стоит на фиолетовой драпировке, то рефлекс - холодный. Если рядом с изображаемым находится ярко-желтый фрукт - то в тоне тени белого предмета, в определенном месте, обязательно появится оттенок желтого.

И светотень на белом предмете также выявляется особенно ярко.

На уроке по живописи вам не удастся написать тень на белой натуре одной серой краской. Это будет настолько явно неправильно, что педагогу вряд ли придется специально привлекать к этому внимание.

Для иллюстрации приведу в пример несколько учебных этюдов.

Очень короткая по времени зарисовка, схематично показывающая присутствие рефлексов в собственной тени предмета белого цвета.

Кратковременный методический этюд
Кратковременный методический этюд

Дальше - этюд чуть более длительный, с контрастным освещением. Видно, что на цвет бидона в тени оказывает влияние желтая окраска лимона и зелёная - фона.

Этюд с бидоном и фруктами
Этюд с бидоном и фруктами

Для иллюстрации того, насколько важно помнить о многоцветии белого, я попробую убрать в этом этюде все оттенки из изображения бидона, оставив только серый тон, с помощью Фотошопа. Вот что получилось, сравните:

Белый без рефлексов
Белый без рефлексов

Ещё один натюрморт из той же серии зарисовок. Уделено особое внимание распределению светотени по объемной форме. Максимально контрастное освещение. Сильные рефлексы на предметах в тени.

Деревянная ваза и персик
Деревянная ваза и персик

Вот аналогичный по задачам натюрморт, выполненный гуашью. Видно, что белый цвет является сложным, со множеством оттенков, и они присутствуют не только в собственной тени кувшина, но и на его освещенной части.

Этюд с белым кувшином. Гуашь.
Этюд с белым кувшином. Гуашь.

Вам успехов.

Раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи, его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.