Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

4 August 2019
2,1k full reads
3,5k story viewUnique page visitors
2,1k read the story to the endThat's 61% of the total page views
8 minutes — average reading time

Шестьдесят лет назад, когда американский госдолг еще не принимал таких угрожающих значений, а расходы Соединенных Штатов на все, в том числе и на оборону, были вполне разумны – в те далекие времена Военно-Морские Силы США выглядели совсем иначе, нежели чем сейчас. На рубеже 1940-50-х годов, американский флот представлял собой груду ржавого хлама времен Второй мировой войны, при этом Конгресс отчаянно не желал выделять средства на строительство новых кораблей.

Странная ситуация имела простое объяснение: за годы войны промышленность США сдала флоту такое громадное количество техники, что возник резонный вопрос: как быть дальше? Большая часть флота не погибла в боях. Даже после «генеральной уборки» в 1946-47 годах, когда в резерв было выведено несколько десятков «лишних», по мнению командования, авианосцев, линкоров и крейсеров – американский флот был по-прежнему переполнен техникой военных лет.

Пускать на слом сотни еще вполне современных кораблей, и строить вместо них новые боевые единицы - было бы откровенным мотовством. Тем не менее, техника была подвержена неизбежному физическому износу и моральному старению – в эпоху, когда горизонт уже осветился заревом грядущих ядерных установок и факелов ракетных двигателей, требовалось немедленное пополнение флота новыми кораблями. Но пополнения флота не производилось!

Адмиралам популярно объяснили, что в ближайшие 10 лет новых кораблей ждать не стоит – выделенных средств едва ли хватит на несколько экспериментальных конструкций, и, возможно, пару крупных единиц для авианосного флота. В остальном, моряки должны готовиться к тому, что в случае войны, им придется воевать устаревшей техникой.

Во избежание повторения очередного Перл-Харбора, руководству флота пришлось включить воображение и использовать на «полную катушку» модернизационный ресурс кораблей - в 1950-е годы ВМС США сотрясло несколько масштабных программ модернизации флота. Одним из наиболее любопытных проектов был GUPPY – комплекс сравнительно простых и дешевых мероприятий, радикально изменивших характеристики американских субмарин.

Срочное погружение!

В 1945 году, после раздела трофейных немецких кораблей, в руки янки попали два «Электробота» тип XXI – U-2513 и U-3008. Знакомство с самыми мощными и совершенными лодками Второй мировой войны оставило неизгладимые впечатления у американских специалистов; тщательно изучив конструкцию и характеристики «Электроботов» американцы сделали правильный вывод: ключевыми факторами, от которых напрямую зависит эффективность и боевая устойчивость современной подводной лодки, являются её скорость и дальность хода в погруженном состоянии. Всем остальным – артиллерийским вооружением, скоростью надводного хода или автономностью можно в той или иной степени пренебречь, принеся их в жертву Главной Задаче субмарины – движению в подводном положении.

Длительность нахождения под водой для дизель-электрических подлодок, в первую очередь, была ограничена ёмкостью аккумуляторных батарей. Даже самые крупные и мощнее лодки времен Второй мировой не могли оставаться под водой дольше двух-трех суток - затем неминуемо следовало всплытие, включалась система вентиляции аккумуляторных ям - мощные воздушные потоки удаляли за борт скопившиеся ядовитые выделения, а тарахтящие дизель-генераторы гнали живительную электрическую силу по жилам кабелей обратно в аккумуляторные батареи.

За один цикл нахождения в подводном положении лодки успевали «проползти» не более 100…200 миль. К примеру, даже самая крупная из советских лодок - крейсерская субмарина XIV-серии могла пройти под водой всего около 170 миль 3-узловым экономическим ходом. А если рукоятка машинного телеграфа устанавливалась на «Самый полный вперед», заряд батарей кончался уже через час или 12 миль пройденного пути. Характеристики американских лодок типа «Гато», «Балао» и «Тенч» были еще скромнее – менее 100 миль на двух узлах, при этом максимальная скорость движения в подводном положении не превышала 9-10 узлов.

Для исправления этой досадной ситуации и была разработана программа GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program). Как явственно следует из её названия, целью программы было радикальное улучшение скоростных характеристик лодок в подводном положении. Выполнение поставленной задачи полагалось достигнуть тремя основными способами:

- максимальным насыщением внутреннего пространства лодки аккумуляторными батареями, кол-во аккумуляторных групп планировалось увеличить в 2 раза – с двух до четырех!

- оптимизацией обводов для снижения гидродинамического сопротивления при движении в подводном положении;

- установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение, позволяющее двигаться неограниченно долгое время на перископной глубине, «высунув» из-под воды кончик воздухозаборника и выхлопной трубы дизеля.

Разумеется, в ходе модернизации совершенствовалась радиоэлектронная «начинка» кораблей, появлялись новые РЛС, сонары и системы управления торпедной стрельбой.

Первые работы были завершены в августе 1947 года: две подлодки ВМС США – USS Odax и USS Pomodon прошли интенсивный курс модернизации по программе GUPPY I. С палуб кораблей демонтировали все артиллерийские установки, пиллерсы ограждения, брашпили и даже один из перископов - все для снижения гидродинамического сопротивления в подводном положении.

Новые формы приобрела рубка – гладкая, обтекаемая конструкция, получившая среди моряков название «парус». Отдельные изменения коснулись носовой части корпуса – привычный V-образный силуэт приобрел на скругленные GUPPY-формы. Но главные метаморфозы произошли внутри. Освободившиеся погреба артиллерийского боезапаса, часть холодильных камер и хранилищ ЗИП – все свободное пространство от носа до кормы было заполнено аккумуляторными батареями (АКБ) – всего 4 группы по 126 элементов нового типа.

Новые АКБ имели большую ёмкость, но малый срок службы (всего 18 месяцев – в 3 раза меньше, чем оригинальные батареи времен ВМВ) и большее время зарядки. Кроме того, они были опаснее в эксплуатации в связи с повышенным выделением водорода – пришлось модернизировать систему вентиляции аккумуляторных ям.
Одновременно с АКБ, модернизации подверглась вся электросистема лодок – гребные электромоторы нового типа, герметичные распределительные щитки, электроприборы, рассчитанные на новый стандарт электросети (120V, 60Гц). Одновременно появился новый радиолокатор и была модернизирована система кондиционирования воздуха в отсеках.

Результаты работ превзошли все ожидания – лодки USS Odax и USS Pomodon побили все рекорды, разогнавшись в подводном положении до 18 узлов – быстрее, чем уникальный немецкий «Электробот». Значительно возросла дальность подводного хода, при этом экономическая скорость увеличилась до трех узлов.

Успешная модернизация позволила продолжить работы в этом направлении: в период с 1947 по 1951 год еще 24 лодки ВМС США прошли модернизацию по программе GUPPY II – в этот раз, наряду с оптимизацией обводов корпуса и увеличением количества АКБ, в конструкцию был внедрен шноркель для работы дизелей в подводном положении.

В 1951 году была предложена альтернатива – чуть менее масштабный и дешевый вариант модернизации по программе GUPPY-IA (всего 10 модернизированных лодок). В этот раз янки отказались от размещения на борту двух дополнительных групп АКБ, сохранив прежнее количество элементов. Изменению подверглась лишь сами элементы – применялись улучшенные АКБ Sargo II – они были эффективнее и долговечнее, в то же время, элементы этого типа доставляли чрезвычайно много хлопот: требовалось регулярно перемешивать электролит и использовать систему охлаждения аккумуляторных ям.

Все остальные приемы программы GUPPY (шноркель, новые обводы корпуса) были использованы в полном объёме. В целом, программа GUPPY IA не впечатлила моряков – несмотря на свою меньшую стоимость, модернизированные лодки серьезно уступали «нормальным» GUPPY II в дальности и скорости подводного хода.

В период с 1952 по 1954 год, еще 17 лодок времен Второй мировой прошли модернизацию по программе GUPPY IIA – на этот раз янки постарались исправить ключевой недостаток всех GUPPY – отвратительные условия, ввиду чрезвычайно насыщенной внутренней компоновки и обилию АКБ. Конструкторы пожертвовали одним из четырех дизелей, вместо которого разместили насосы, компрессоры и приводы системы кондиционирования воздуха. Произошли некоторые изменения во внутреннее компоновке помещений: холодильные машины теперь находились прямо под камбузом, а гидроакустический пост «переехал» в освободившееся насосное помещение под центральным постом.

Отсутствие четвертого дизеля немало сказалось на уменьшении скорости надводного хода, однако, теперь на борту лодки были обеспечены более-менее комфортные условия обитания (насколько слово «комфорт» может быть применимо к подводному флоту).

Тем не менее, морякам было очевидно, что модернизационный потенциал лодок практически исчерпан. Оставался последний шанс: программа GUPPY III - самая масштабная из всех GUPPY, включавшая в себя резку и удлинение прочного корпуса лодки (работы велись в период с 1959 по 1963 гг).

Длина каждой из 9 модернизированных лодок увеличивалась на 3,8 метра, надводное водоизмещение возрастало до 1970 тонн. Образовавшийся резерв пространства был использован для размещения современного гидроакустического комплекса BQG-4 PUFFS. Автоматизация позволила сократить экипаж, - взамен увеличился торпедный боекомплект и улучшились уловия обитания на борту. По образцу GUPPY-IIA, со всех лодок демонтировлся четвертый дизель. Часть рубки изготовлялась из пластика.


USS Pickerel - типичный представитель GUPPY III
USS Pickerel - типичный представитель GUPPY III
USS Pickerel - типичный представитель GUPPY III

Стоит заметить, что точное количество лодок, принявших участие в проекте GUPPY установить затруднительно – многие из них неоднократно проходили модернизацию в рамках различных этапов программы. Так, «первенцы» USS Odax и USS Pomodon прошли «апгрейд» по программе GUPPY II, а еще восемь GUPPY II были впоследствии модернизированы до стандарта GUPPY III. Несмотря на общие установленные стандарты, все лодки имели некоторые отличия в конструкции, компоновке и оборудовании – в зависимости от верфи, где проводились работы.

Также, часть лодок проходила ограниченную модернизацию в рамках программ помощи союзникам – к примеру, четыре лодки, предназначавшиеся для ВМС Италии и Нидерландов прошли «апгрейд» по программе GUPPY-IB. Экспортные корабли получили все основные преимущества программы GUPPY, за исключением современного радиоэлектронного оборудования.


USS Spinax, 1965 год - типичный представитель Fleet Snorkel Program: демонтирована артиллерия, заметны некоторые черты программы GUPPY, но глубокой модернизации не производилось
USS Spinax, 1965 год - типичный представитель Fleet Snorkel Program: демонтирована артиллерия, заметны некоторые черты программы GUPPY, но глубокой модернизации не производилось
USS Spinax, 1965 год - типичный представитель Fleet Snorkel Program: демонтирована артиллерия, заметны некоторые черты программы GUPPY, но глубокой модернизации не производилось

Кроме того, существовали неформальные программы модернизации, близки по духу к GUPPY. Так, 28 лодок военного периода впоследствии получили шнорхели и некоторые другие элементы программы GUPPY, связанные с минимальными изменениями в конструкции – была демонтирована артиллерия и выступающие внешние элементы, «облагораживались» обводы корпуса, в ряде случаев подвергалась замене радиоэлектронная «начинка».

70 лет в строю

Большинство лодок военных лет, прошедших модернизацию по различным вариантам программы GUPPY, активно служили под звездно-полосатым флагом до середины 1970-х годов, когда массовое вступление в строй атомоходов подвело черту под карьерой ДЭПЛ в американском флоте.


Uluc Ali Reis (бывш. USS Thornback) - подлодка ВМС Турции
Uluc Ali Reis (бывш. USS Thornback) - подлодка ВМС Турции
Uluc Ali Reis (бывш. USS Thornback) - подлодка ВМС Турции

Однако, те из субмарин, кому посчастливилось отправиться на экспорт, прожили гораздо более долгую и насыщенную жизнь. Лодки GUPPY пользовались чрезвычайно высоким спросом на международном рынке морского оружия – маленькие, простые и относительно дешевые, они идеально подходили для оснащения флотов небольших и не слишком обеспеченных стран. При этом их боевые качества заметно превышали их размеры – даже во времена ядерных реакторов и хирургически точного ракетного оружия, модернизированные ДЭПЛ времен Второй мировой сохраняли немалый боевой потенциал. Лодки массово эксплуатировались по все миру в составе флотов Аргентины, Бразилии, Турции, Италии, Нидерландов, Республики Тайвань, Пакистана, Греции, Боливии, Чили и даже Канады.

Среди экспортных лодок случались истинные долгожители. Например, USS Catfish, успевшая принять участие в Фолклендской войне в составе ВМС Аргентины. Несмотря на удручающее техническое состояние субмарины, британским «морским волкам» стоило немало усилий, чтобы уничтожить ARA Santa Fe (S-21) – еле ползущую в надводном положении лодку забили с помощью противокорабельных ракет и сброшенных с вертолетов глубинных бомб. При этом, поврежденная малышка смогла дойти до острова Юж. Георгия и сесть на грунт у самого берега.


"Уэссекс" Королевских ВМС преследует "Санта Фе", Южная Атлантика, 1982 год
"Уэссекс" Королевских ВМС преследует "Санта Фе", Южная Атлантика, 1982 год
"Уэссекс" Королевских ВМС преследует "Санта Фе", Южная Атлантика, 1982 год

Но самая поразительная история связана с двумя лодками ВМС Тайваня – USS Cutlass и USS Tusk, ставшими, соответственно, «Хай Ши» и «Хай Пао». Обе субмарины, спущенные на воду в 1944-45 годах, по состоянию на 2013 год все еще числятся в строю, как учебно-боевые единицы, и периодически совершают выходы в море! Невероятное долголетие американских «Гэтоу», «Балао» и «Тенч» времен Второй мировой войны имеет два очевидных объяснения:

1. Субмарины ВМС США изначально имели солидные возможности и строились с большим прицелом на будущее. Достаточно сказать, что любая «Гэтоу» была в три раза крупнее среднестатистического немецкого U-бота типа VII.

2. Грамотная модернизация по программе GUPPY, позволившая старым лодкам еще 20-30 лет после войны служить наравне с новыми кораблями.

Автор: Олег Капцов