Словацкая модернизация советского танка. Т-72М2 Moderna

28 July 2019

В середине семидесятых годов чехословацкий завод ZTS Dubnica получил техническую документацию для лицензионного производства советских основных танков Т-72М. В течение следующего десятилетия предприятие выпустило несколько сотен машин, которые поставлялись армиям Чехословакии и других стран социалистического блока. Из-за геополитических процессов, захлестнувших Восточную Европе в конце восьмидесятых чехословацкий завод стал снижать темпы производства. Потенциальным заказчикам было не до закупок бронетехники, из-за чего в истории завода ZTS Dubnica начались тяжелые времена. Еще одним серьезным ударом по предприятию стали заявления руководства страны: в 1990 году новая власть пообещала закрыть военные производства на территории Чехословакии.


После распада Советского Союза танкостроители из Дубницы-над-Вагом остались без поддержки «старшего товарища». В связи с этим конструкторы завода ZTS начали работу над собственными вариантами модернизации танка Т-72М. Изменение внешней политики Чехословакии привлекло внимание зарубежных производителей вооружений и военной электроники, что можно было использовать для совершенствования танков. Однако такое сотрудничество до определенного времени было невозможным. Его началу мешала масса политических и экономических проблем. Из-за этого завод ZTS Dubnica смог объединить усилия с зарубежными организациями лишь после распада Чехословакии.

В течение буквально нескольких недель после распада страны военные независимой Словакии пришли к выводу о необходимости создания собственного танка, способного противостоять зарубежным боевым машинам. Ввиду не слишком больших возможностей предполагалось временно ограничиться лишь глубокой модернизацией имеющегося Т-72М. Военное ведомство выдало требования к новой машине, а также намекнуло танкостроителям, что им придется делать танк, пригодный для поставок на экспорт, поскольку экономические возможности словацкой армии были недостаточными для сохранения полноценного производства.

Именно с прицелом на продажу третьим странам для оснащения нового танка были выбраны зарубежные электронные системы. В качестве партнеров в деле модернизации Т-72М предприятие ZTS выбрало французскую компанию SFIM и бельгийскую SABCA. Эти зарубежные организации стали основными партнерами и поставщиками словацких танкостроителей. Проект модернизации, получивший название Т-72М2 Moderna (иногда встречается обозначение Т-72М1), создавался с учетом максимального использования имеющихся возможностей и, как следствие, минимального изменения конструкции боевой машины.


Вид танка Т-72М2 "Модерна" спереди, показаны элементы динамической защиты на башне, а также новаторское размещение двух контейнеров с 20-мм зенитными пушками на бортах башни

Вид танка Т-72М2 "Модерна" спереди, показаны элементы динамической защиты на башне, а также новаторское размещение двух контейнеров с 20-мм зенитными пушками на бортах башни

Для улучшения ходовых качеств танк Т-72М2 получил новый дизельный двигатель S12U мощностью 850 лошадиных сил. Этот двигатель представлял собой словацкую версию советского В-46, доработанную и форсированную. Трансмиссия также подверглась модернизации из-за более мощного двигателя. Забегая вперед, стоит сказать, что готовый танк «Модерна» после всех нововведений потяжелел до 43,5 тонны. Однако благодаря применению более мощного двигателя удалось немного улучшить ходовые качества. К примеру, средняя скорость по пересеченной местности увеличилась примерно на 10%. Также удалось немного снизить расход топлива. Этого добились при помощи новой системы управления двигателем со встроенной ЭВМ. Прибор DSM-16 французского производства мог собирать информацию о работе двигателя и своевременно уведомлять механика-водителя об имеющихся проблемах.

Большим изменениям подверглись системы защиты танка. На место стандартной динамической защиты базового танка на «Модерне» установили новый комплекс DYNAS. Характерными коробками этой системы покрыли лоб башни и корпуса, а также большую часть бортов. Для противодействия различным системам, использующим оптические каналы или лазеры, танк Т-72М2 получил универсальные дымовые гранатометы Galix. Утверждалось, что они могли стрелять дымовыми гранатами, ложными тепловыми целями, а также специальными осколочными боеприпасами, предназначенными для поражения вражеской пехоты. Также в состав комплекса защиты включили аппаратуру обнаружения облучения лазером, системы защиты от оружия массового поражения и т.п. Особо подчеркивалось, что система пожаротушения DEUGRA способна погасить огонь в боевом отделении всего за 150-200 миллисекунд.

Башенное оружие танка осталось прежним – 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46 и 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с ним. При этом системы, предназначенные для управления вооружением, были почти полностью изменены. Оборудование для нового танка Т-72М2 создавалось с расчетом на упрощение модернизации. Большая часть приборов могла устанавливаться на места старых без дополнительных доработок. Так, имевшаяся в составе системы управления огнем VEGA тепловизионная аппаратура TIS по своим габаритам соответствовала прицелу наводчика ТПН-1. Благодаря этой особенности TIS можно было устанавливать на это же место, причем органы управления и перископический блок прицела оставались на своих местах. СУО VEGA также совместили со старым лазерным дальномером и имевшимися на базовом танке системами наведения. Стоит отметить, основная масса приборов в составе системы управления огнем представляла собой новые разработки. Это были баллистический вычислитель, набор датчиков и т.п. аппаратура французского и бельгийского производства.



Для упрощения производства танков Moderna и аппаратуры для них рабочее место командира предложили оборудовать панорамным прицелом SFIM VS-580. Примечательно, что этот прицел к тому времени использовался на бельгийских танках Leopard 1, французских AMX-56 Leclerc и нескольких других современных основных танках. Стабилизированный в двух плоскостях панорамный прицел VS-580 позволял производить наблюдения всего окружающего пространства без мертвых зон по азимуту. Прицел давал возможность находить цели до того, как они войдут в зону поражения, а после приближения на нужную дистанцию целиться и атаковать их.

Также разрабатывалась новая СУО VEGA Plus с более высокими характеристиками. Она отличалась от изначальной системы VEGA наличием нескольких модулей, повышавших ее характеристики и удобство использования. Насколько известно, VEGA Plus на прототипы нового танка не устанавливалась.

Комплекс вооружения перспективного танка Т-72М2 дополнили двумя дополнительными орудиями. В специальных подъемных контейнерах в задней части башни разместили две автоматические пушки KAA-200 калибра 20 миллиметров с боезапасом. Управление орудиями привязали к панорамному прицелу командира. Механика позволяла наводить пушки по вертикали в пределах от -4 до +35 градусов. Горизонтальное наведение предполагалось выполнять при помощи поворота всей башни. Дополнительные малокалиберные орудия предназначались для поражения легкобронированной техники и живой силы противника на земле, а также для уничтожения низколетящих летательных аппаратов, находящихся в зоне обстрела. Первоначально на прототипах танка «Модерна» устанавливались две 20-мм пушки. Однако в дальнейшем, ввиду неоднозначности полученных характеристик, их заменили одной 30-миллиметровой 2А42, заимствованной у советской боевой машины пехоты БМП-2.

Значительным изменениям подверглась аппаратура связи. С танка сняли все имеющиеся устройства, а на их место установили новую радиостанцию BAMS. Она работала в диапазоне частот от 30 до 108 МГц и имела возможность быстрой смены рабочей частоты. Кроме того, радиостанция позволяла не только осуществлять голосовую связь, но и передавать данные в цифровом виде. В BAMS интегрировали цифровое танковое переговорное устройство с активным шумоподавлением. После небольшой настройки системы связи танка Т-72М2 позволяли обмениваться информацией с любым современным танком Европы.

Танк Т-72М2 Moderna несколько раз демонстрировался на выставках, начиная с 1993 года. Он позиционировался не только в качестве новой боевой машины для словацких сухопутных войск, но и как танк, доступный для покупки третьими странами. В рекламе «Модерны» постоянно упоминался тот факт, что этот танк стал первой совместной разработкой стран Западной и Восточной Европы после окончания Холодной войны. Однако такое «преимущество» никого не заинтересовало. Большинство стран, имевших на вооружении танки Т-72, по экономическим причинам не могло заказать их модернизацию до состояния «М2». Прочие потенциальные покупатели из Европы, в свою очередь, вообще не нуждались в танках на базе советского Т-72.

В результате танк «Модерна» остался невостребованным. Зарубежные заказчики им не заинтересовались, а вооруженные силы Словакии испытывали серьезные проблемы с финансированием. Из-за этого Т-72М2 не пошел в серию, а построенные прототипы (в разных источниках упоминается не более двух машин), согласно некоторым данным, были переоборудованы в Т-72М и отправились в строевые части.


На усовершенствованной версии танка "Модерна" 2Х20 мм пушки по бортам башни заменены на одну 30 мм пушку, размещенную на правом борту башни. (Фото Tomas Bouchal)

На усовершенствованной версии танка "Модерна" 2Х20 мм пушки по бортам башни заменены на одну 30 мм пушку, размещенную на правом борту башни. (Фото Tomas Bouchal)


Автор: Рябов Кирилл