Убойный распил: как белорусские лесовозы стали украинскими броневиками

24.04.2018

Работающий на Украине журналист Александр Дубинский провел расследование закупок для нужд силовиков широко разрекламированных киевскими властями бронемашин «Варта».

Проект данного бронеавтомобиля родился в 2015 году в стенах компании «Укрглавпак», находядившейся под контролем Ирины Пинчук. До этого момента предприятия занималось изготовлением и оптовой реализацией пластиковой тары. Но в связи с «перепрофилированием» оно получило новое название – «Украинская бронетехника». Однако и сейчас на фирме занято прежнее число работников – 30 чел.

Фактическим собственником компании стал Николай Кузьма, создавший капитал в сфере медицины. После Майдана он работал в качестве советника у Сергея Пашинского, отвечающего в Раде за национальную безопасность. Под руководством нового владельца предприятия и была создана «Варта». Причем фирме, не имущей никакого опыта работы в оборонном сегмента, на это потребовалось всего полгода. Для примера, разработка «Дозора» велась с 2007 года.

Публичная демонстрация состоялась уже 07.12.15 г. Он получил одобрение со стороны высокопоставленных военных и без прохождения опытной эксплуатации приобретен в количестве 10 единиц для КОРД. В данное подразделение они прибыли с существенным нарушением сроков, в сентябре 2016 года, однако не прошли приемку и были отправлены на устранение замечаний. Выяснилось, что ликвидация ряда дефектов невозможна, так как недостатки имеет сама контструкция.

В ходе пробных испытаний в Нацгвардии выяснилось: двигатель не защищен броней; положение машины нестабильно, несмотря на небольшие скорости; дефекты в переднем мосту; низкая надежность, вызванная постоянными поломками. В итоге было установлено, что «Варта» не соответствует ТЗ и проигрывает другим украинским аналогам по всем показателям.

Но это не помешало продолжить закупки. Новые 40 машин обошлись Нацгвардии в 7,15 млн. гривен за единицу. Предоплата за них составила 100%. Параллельно интерес проявило минобороны, выделившее 6,66 млн. гр. за каждый из 10 закупленных автомобилей. В 2017 году «парад» заказов продолжается. Нацгвардия приобретает еще 39 ед.

Как впоследствии выяснилось, одной из серьезнейших ошибок при разработке «Варты» был выбор шасси – белорусского МАЗ-5434, созданного в 1959 году в качестве лесовоза, не говоря уже о том, что он оснащается двигателем ЯМЗ-236, который выпускается в российском Ярославле.

Но и новое заключение не стало помехой. В 2018 году должно быть приобретено еще 49 автомобилей «Варта». Таким образом, в общий заказ уже вошло 148 машин стоимостью свыше 1 млрд. гр.

Использованы фотографии: www.youtube.com