Марина Абрамович

Её можно любить, можно ненавидеть, но ясно одно – игнорировать невозможно. Марина Абрамович никому не безразлична. «Бабушка перформанса» расширила границы не только перформативного, но и современного искусства в целом.

С начала карьеры в Белграде в 70-е годы Абрамович дала понять, что она не робкая и не брезгливая. Главным предметом и медиумом ее творчества было собственное тело, она исследовала физические границы, резала себя, терпела боль и истощение для духовной трансформации.

«Ритм 0», пожалуй, один из самых известных и важных перформансов Марины Абрамович. В течение 6 часов она стояла в галерее среди 72 предметов, включая перо, скальпель, пистолет и одну пулю. Посетители могли делать что угодно с любым из предметов и телом художницы. Сначала люди сдерживались, но затем агрессия возрастала: Марину раздели, изрезали и оставили истекать кровью. Абрамович позже писала: «Я поняла, что если вы предоставите выбор аудитории, они могут убить вас». Художница была заинтересована в том, чтобы зрители были соучастниками произведения искусства, а не пассивными наблюдателями.

Бежав из Белграда в возрасте 29 лет, Марина Абрамович поселилась в Амстердаме, где в 1976 году она познакомилась с западногерманским художником Уве Лайсипена, сейчас известным под псевдонимом Улай.

В 1976 же году после перформанса «Отношения в пространстве» о них заговорили как о дуэте. Терзая друг друга на глазах зрителей, обнаженные Марина и Улай изображали полностью свободные отношения. Так началась история личного и творческого партнерства. Они пытались объединить свои идентичности в нечто, коллективное существо, которое они называли «другим», они исследовали понятия мужской и женской энергии, пытались понять сущность невербального общения.

Для перформанса «Отношения во времени» в 1977 году Марина и Улай в течение 16 часов сидели со связанными волосами в одиночестве в комнате, а затем позволили в неё войти наблюдателям, чтобы посмотреть, не подействует ли их энергия на результат. Для другого перформанса, «Смерть себя», они специальным агрегатом соединили свои рты, затем вдыхали выдохи друг друга до тех пор, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала, оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.

В 1988 году, после нескольких лет напряженных отношений, Абрамович и Улай решили совершить духовное путешествие, которое положит конец их отношениям. Это действие получило затем название «Возлюбленные». Они прошли по Великой китайской стене, начиная с двух противоположных концов, и встретились посередине. Как потом говорила Абрамович: «Эта прогулка превратилась в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, а я — от Желтого моря. После того, как каждый из нас прошел 2500 километров, мы встретились посередине и простились навсегда». Только таким могло быть окончание отношений, которые развивались и жили на глазах у зрителя, становясь вдохновением и основой всё новых и новых перформансов.

С течением времени Марина всё больше экспериментировала с психической, а не физической выносливостью. Кульминацией стал перформанс «В присутствии художника», ставший частью ее ретроспективы в МОМА, Нью-Йорк (2010). Более 700 часов она сидела на деревянном стуле и молча смотрела на людей, которые садились перед ней (среди них были Шэрон Стоун и Леди Гага). Люди стояли в очереди часами, чтобы принять участие: большинство посетителей пережило интенсивный, почти религиозный, по их словам, опыт. Подготовка и документация самого перформанса легли в основу фильма «Марина Абрамович: В присутствии художника».

Сегодня Марина Абрамович продолжает исследовать мир и свое положение в нем уже с помощью новых технологий. До 16 июня в Мультимедиа Арт Музее (в Москве) можно познакомиться с ее работой в формате виртуальной реальности «Погружение» на выставке «VR: новые законы искусства».

«Искусство - это не просто еще одна красивая картина, которая подходит к полу вашей столовой. Искусство должно быть тревожащим, искусство должно задавать вопросы, искусство должно предсказывать будущее».

Не так ли?