дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Разрушители мифов: рассказываем всю правду о вариаторах

26 December 2019

Казалось бы, в век всеобщей доступности информации нет места ни мифам, ни домыслам. Но это только в теории. Достаточно вспомнить, сколько противоречивой, искаженной и просто неверной информации о вариаторах можно выудить в Интернете. «Ненадежные», «медленные», «не поддающиеся ремонту», «никуда не годные на бездорожье» — список выдуманных и мнимых недостатков CVT-трансмиссий настолько обширен, что может отвадить от покупки машины с вариатором даже вполне разумного человека. Мы решили рассмотреть самые вопиющие претензии к CVT и действительно разобраться, где правда, а где ложь...

Миф № 1: вариатор медленно разгоняется с места

Вообще-то, подобное утверждение абсурдно само по себе. Ведь от других разновидностей автоматических трансмиссий, к которым можно отнести традиционные АКП с гидротрансформатором и преселективные коробки, вариатор отличается именно тем, что всегда работает на оптимальных оборотах двигателя. О каком «медленном» разгоне может идти речь, если процесс набора скорости не замедляют даже моменты переключения передач?

На самом деле именно вариатор, или, если угодно, CVT-трансмиссия, помогает автомобилю набирать скорость быстрее всего. Кстати, в 1990-х годах вариатор пытались использовать даже на болидах «Формулы-1». Правда, вскоре после успешных тестов на машинах команды Williams CVT-трансмиссии в гонках Гран-при поставили вне закона. Все из-за «нечестного преимущества», которое они обеспечивали по части динамики.

Корни мифа «о плохой динамике» нужно искать в отсутствии рывков при переключениях и неизменном звуке работы двигателя во время разгона. Без этих субъективных маркеров многим водителям казалось, что автомобиль с CVT разгоняется медленнее. Притом что инструментальные замеры фиксировали прямо противоположное. Несмотря на абсурдность подобных утверждений, инженеры придумали для вариаторов специальные программы управления, имитирующие фиксированные передаточные числа. Более того, на новейшем вариаторе Direct Shift CVT, который ставят на пятое поколение Toyota RAV4, появилась даже механическая первая передача для более эффективного старта с места и разгона.

Миф № 2: на вариаторе нельзя двигаться враскачку

Иногда не рассчитав собственные силы или качество дорожного покрытия, из грязевой, снежной или песчаной ловушки приходится выбираться, что называется, враскачку. То есть часто переключаться между первой и задней передачей, при этом активно работая газом и тормозом. Существует заблуждение, что подобный режим губителен для вариатора. На самом деле даже традиционные CVT-трансмиссии не против работы враскачку, если, конечно, вы не планируете практиковать подобные упражнения часами и сутками.

Что до вариатора нового RAV4, то Direct Shift CVT, оснащенный механической первой передачей, вообще индифферентна к работе в режиме раскачки. Даже в многочасовом режиме.

Когда-то в прежние времена вариаторы не любили даже такое простое упражнение, как преодоление бордюра. Современные же трансмиссии особых сложностей в бордюре не видят — «съедают» их на раз. И первая механическая передача вновь приходится здесь в самую пору.

Миф № 3: вариатор перегревается на бездорожье

«Застрял на вариаторе? Лучше сразу беги за трактором, а лучше за эвакуатором!»

Такой «совет» часто можно услышать от бывалых джиперов. Почему-то многие не сомневаются — стоит лишь закончиться твердому покрытию, как CVT-трансмиссия начнет беспомощно буксовать, греться и вообще чуть ли не проситься в ремонт. Странное суждение. Даже в теории умение вариатора плавно изменять передаточное отношение в любом диапазоне делает его оптимальным выбором для бездорожья.

Да, прежде CVT-трансмиссии можно было «нагреть» продолжительной буксовкой на высоких оборотах. При этом, конечно, нужно было: а) хорошенько постараться; б) полностью игнорировать не только здравый смысл, но и предупреждения системы. Новейший Direct Shift CVT может буксовать всю ночь напролет, если вы этого захотите. И вновь все благодаря механической первой передаче. По сути, Direct Shift

CVT вобрал в себя все лучшее, что есть в трансмиссиях разных типов.

Миф № 4: вариатор в принципе ненадежен

Это самый главный, самый распространенный и самый страшный миф о вариаторах. Ведь Интернет переполнен свидетельствами о ненадежности металлического ремня CVT-трансмиссии, который якобы и рядом не стоит с ресурсом традиционного «автомата». Для особого эффекта обычно добавляют еще страшилку о полной неремонтопригодности вариатора. Мол, починить сломавшийся невозможно, а новый стоит колоссальных денег…

С мифами лучше всего бороться при помощи статистики. Она-то и утверждает, что количество гарантийных обращений с неполадками вариатора составляет доли процента даже в сравнении с обычной «механикой» и классическим «автоматом». Тут главное — не поддаться на традиционное заблуждение, согласно которому CVT-трансмиссию путают с роботом. На самом деле от сложной и дорогостоящей преселективной коробки с двумя сцеплениями вариатор отличается кардинально. Здесь нет замороченной схемы с двумя сцеплениями и капризным мехатроником. На вариаторе Direct Shift CVT, установленном на новейшем RAV4, благодаря внедрению стартовой шестеренчатой передачи снижена нагрузка на шкивы, что делает ремень более прочным даже при работе трансмиссии в самых неблагоприятных режимах.

Узнайте больше о новом Toyota RAV4 и выберите подходящую для вас комплектацию на сайте www.toyota.ru >>>