БМД-1: первая боевая машина десантная производства Волгоградского тракторного завода

25 July

===

БМД-1 (Поклонная гора, Москва)
БМД-1 (Поклонная гора, Москва)

===

Особенностью тракторных заводов является их двойное назначение: помимо «титульной» продукции – техники гражданского назначения, практически все заводы СССР производили различную военную технику.

Не был исключением и знаменитый Сталинградский тракторный завод (СТЗ), которому в 2020 году исполнилось 90 лет (в июне 1930 года с конвейера завода сошёл первый колёсный трактор СТЗ-1).

===

Производство военной техники на СТЗ началось ещё в 1933 году – тогда на заводе был освоен выпуск лёгких танков Т-26. В годы Великой Отечественной войны на Сталинградском тракторном заводе производились знаменитые танки Т-34, а также танковые двигатели В-2.

БМД-1
БМД-1

===

В 1964 году в Специальном конструкторском бюро (СКБ) предприятия, переименованного в Волгоградский тракторный завод, началась разработка плавающей гусеничной боевой машины для Воздушно-десантных войск Советской армии.

Новая бронированная машина, с заводским индексом «объект 915», была первой в мире гусеничной машиной с гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом, которая производилась серийно (с 1969 года).

----

После принятия на вооружение в 1968 году, машина получила индекс БМД-1 (боевая машина десантная первая).

Так устроена БМД-1
Так устроена БМД-1

===

Важной особенностью БМД-1 был бронированный корпус из алюминиевого сплава, а также транспортировка (до самолёта) самой боевой машиной парашютной системы, готовой для применения.

Экипаж состоит из семи человек и размещается в передней и средней части машины.

---

Вооружение БМД-1 состоит из гладкоствольной полуавтоматической 73-мм пушки 2А28, ПТУР «Малютка» и трёх 7,62-мм пулеметов ПКТ (один спаренный с пушкой, и два курсовых в лобовой части).

БМД-1, вид сверху (разрез)
БМД-1, вид сверху (разрез)

===

Моторно-трансмиссионное отделение машины расположено в кормовой части.

На БМД-1 устанавливается дизельный V-образный шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения 5Д20-240 объёмом 15,9 литра.

Номинальная мощность двигателя составляет 240 лошадиных сил при 2400 об/мин, максимальный крутящий момент – 880 Нм при 1500 об/мин.

---

Так устроен двигатель 5Д-20
Так устроен двигатель 5Д-20

===

Силовая передача состоит из механической коробки передач (обеспечивает четыре скорости вперёд и одну – назад), двух бортовых фрикционов и двух планетарных бортовых редукторов.

Подвеска ходовой части – пневморессорная, с гидравлическими амортизаторами. Клиренс (дорожный просвет) изменяется от 100 до 450 мм.

---

Гусеничный движитель имеет по пять опорных и четыре поддерживающих катков на каждой тележке, ведущие колёса – задние.

Так устроена ходовая часть БМД-1
Так устроена ходовая часть БМД-1

===

Максимальная скорость БМД-1, массой 7,5 тонны, составляет 60 км/ч на суше и 10 км/ч – на плаву (при помощи водомётов). Запас хода по шоссе – 500 км.

===

В 1971 году была принята на вооружение БМД-1К (командирская), а в 1979 году началось производство модернизированной машины БМД-1П (с противотанковыми управляемыми ракетами «Конкурс» вместо «Малютки»).

В 1984 году на смену БМД-1 пришла новая гусеничная боевая машина с индексом «БМД-2». Но это уже другая история…

БМД-1П на параде в Москве (7 ноября 1983 года)
БМД-1П на параде в Москве (7 ноября 1983 года)

===

Рекомендуем почитать: «Алтайский дизель»: современные двигатели Барнаульского моторного завода

---

Про установку дизельных двигателей на автомобили УАЗ читайте здесь: УАЗ с современным дизельным мотором Минского завода. Пока только на Кубе

-----