Камский тракторный завод: он был бы крупнейшим в СССР

===

В 1984 году ЦК КПСС и Совет министров СССР постановили построить в городе Елабуга завод полного цикла, который должен был производить 150 тысяч универсальных тракторов в год.

Это новое предприятие должно было решить многие проблемы в сельскохозяйственном машиностроении СССР, которые накопились к тому времени: в первую очередь, проблему отсутствия новых конструкторских решений и разработки современных двигателей.

Опытный образец трактора КамТЗ
Опытный образец трактора КамТЗ

***

К тому времени в СССР были уже успешно созданы два автомобильных гиганта – ВАЗ и КамАЗ, поэтому новый тракторный завод был спроектирован с таким же гигантским масштабом. 

Новое предприятие - производственное объединение "Камский тракторный завод" (ПО КамТЗ), состояло из шести заводов и предназначалось для выпуска тракторов с использованием дизельных двигателей КамАЗа. В проект планировалось вложить средства, эквивалентные двум миллиардам долларов.

При этом в документах Госплана и Минобороны СССР завод КамТЗ двойного назначения значился "тракторно-техническим", и должен был иметь возможность быстрого перехода на производство танков, в случае необходимости.

Строительство дороги к будущему заводу, 1984 год
Строительство дороги к будущему заводу, 1984 год

***

Строительство шло быстрыми темпами, и к 1988 году было построено около одного миллиона квадратных метров площадей завода.

При этом, конструкторским бюро завода в сотрудничестве с НАТИ были разработаны и запущены в опытное производство принципиально новые универсальные тракторы мощностью 150 лошадиных сил.

Генеральным конструктором КамТЗ в то время был доктор технических наук Валерий Наумович Каминский.

Каминский В.Н.
Каминский В.Н.

***

Но в 1988 году, по причинам политико-экономического характера (в стране в это время наступил экономический кризис), правительство Советского Союза приняло решение перепрофилировать завод под производство малолитражных легковых автомобилей.

Такое решение было принято, в первую очередь, с целью "вытягивания" денежной массы из населения. Чиновникам тогда казалось, что лучшего способа, как предложить людям массовый дешевый автомобиль, для такой цели не существует.

Причем, планировался выпуск аж 500 тысяч малолитражек "Ока" в год.

Легковой автомобиль "Ока"
Легковой автомобиль "Ока"

***

Но наступил 1991-й год, и проект заморозили. Лишь спустя три года вновь вернулись к идее производства легковых автомобилей в Елабуге. Правда, в этот раз решили собирать американские внедорожники Шевроле Блэзер, создав совместное предприятие с концерном General Motors.

Для того времени это была неплохая машина, которая в конце 1990-х годов стоила 16 тысяч долларов. Но очередной кризис 1998 года разрушил и этот проект.

Шевроле Блэзер из Елабуги
Шевроле Блэзер из Елабуги

***

В 2002 году в Елабуге вновь решили выпускать тракторы. Но это был всего лишь проект по крупноузловой сборке тракторов "Беларус" Минского тракторного завода. Который, кстати, успешно существует и в настоящее время.

Причем, одно из предприятий, которое собирает и продает в Татарстане белорусские тракторы, полностью принадлежит концерну МТЗ, и за эти годы реализовало несколько десятков тысяч тракторов "Беларус" различных моделей.

Тракторы Беларус из Елабуги
Тракторы Беларус из Елабуги

***

В 2005 году на бывшей территории несостоявшегося советского тракторного гиганта началось развитие Особой экономической зоны "Алабуга" промышленно-производственного типа. Но к производству тракторов это уже не имело никакого отношения.

***

Надо отметить, что в 2002 году в Набережных Челнах был разработан проект сельскохозяйственного трактора на базе узлов и двигателя грузового автомобиля КамАЗ, но дальше проекта дело не пошло.

А в 2008 году концерн КамАЗ выкупил акции "КамТЗ", и начал сборочное производство тракторов итальянской компании ARGO под своим брендом "ТТХ" (тракторы твоего хозяйства).

Но это уже совсем другая история.

Российско-итальянские тракторы КамТЗ ТТХ-215
Российско-итальянские тракторы КамТЗ ТТХ-215

===

Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на наш канал, если Вам было интересно!